Конфереция

Рост акцизов опережает темпы инфляции

Развитие нефтегазовой отрасли тормозит непомерно большая налоговая нагрузка. Правительство России неустанно изобретает новые меры по изъятию сверхприбыли у трейдеров нефти и продуктов ее переработки. Операторы уверяют, что не имеют "свободных" средств, а приглянувшиеся правительству лишних 5% как раз составляют сумму дивидендов, "пожертвовав" которые компаниям придется существенно сократить инвестиции в собственное производство.. Споры о том - нужно ли сокращать налоговую нагрузку на экономику продолжаются. Хотя идея ренты пока не реализована, существует акциз, ставка которого в очередной раз была проиндексирована в начале года. Вслед за операторами опта и розницы, неоднократно обращавшимися в Минэкономразвития и МНС России, последовали олигархи. На этой неделе в Москве прошла конференция, посвященная налоговой нагрузке на нефтегазовую отрасль, в ходе которой нефтяники выступили с заявлениями о том, что сверхприбыли у компаний на сегодняшний день нет. С нефтяным бизнесом все вроде понятно: компании стоят перед выбором - платить ли 3 млрд. долл. государству или же собственникам. Перед операторами рынка светлых нефтепродуктов стоит другая проблема: какой из бюджетов - субъекта или федеральный - этим самым акцизом пополнять. Глава Петербурга уверена, что акциз должен поступать непосредственно в городской бюджет. Ее позицию, как выяснилось, поддерживает и федеральный центр. Так, спикер Совета Федерации Сергей Миронов высказался за необходимость равномерного распределения акцизных сборов между субъектами. Как писало www.au92.ru, с начала 2004 года дорожные фонды пополняются за счет следующей схемы: 40% акцизных сборов уходят в федеральный бюджет, 10% поступают в городской, а остальные 50% - в Смоленск, где на счетах казначейства аккумулируются все акцизы по России. Далее из Смоленска в регионы возвращаются 5% от общего числа акцизов по России в виде целевого финансирования. Основная часть финансирования - дорожный фонд (ремонт и строительство дорог, развитие придорожной инфраструктуры). Как утверждают представители налоговых органов, такая схема более эффективна. Однако вернемся к финансовой составляющей вопроса. Действующая система налогов предусматривает прогрессивный рост налогообложения при росте цен. Если стоимость нефти падает ниже 18 долл. за баррель, добыча станет убыточной. Однако сейчас, когда на лондонской Международной нефтяной биржи цена барреля смеси Брент с поставкой в апреле выросла на 24 цента до 32,47 доллара, кажется невероятным такое падение. При этом акцизы на нефтепродукты растут, превышая темпы инфляции. Сырьевых налогов только от нефти и газа в федеральном бюджете 24%. В этом году нефтянка должна заплатить 39% от выручки. Топливные операторы утверждают, что компенсационные меры, предлагаемые государством, крайне недостаточны. Отмена 5% налога с продаж в начале года не облегчила налоговую нагрузку топливных операторов. Государство делает вид, что не помнит о социальной нагрузке, которую несут представители топливного бизнеса. К решению судьбы налоговой реформы сенаторы вернутся 25 марта. Справка www.au92.ru: В 2002 году нефтеперерабатывающая отрасль уплатила в виде налогов 22 млрд. долл. При этом от реализации нефтепродуктов операторами страны было получено 57 млрд. долл., из которых 15 млрд. отрасль потратила на производство, 9 млрд. -- на транспортировку, на капвложения -- 10 млрд., на дивиденды -- 3 млрд. долл.
Комментарии