На прошлой неделе руководитель департамента топливо-энергетических ресурсов, недр и морских работ МПР России Ринат Мурзин сообщил журналистам, что его министерство не будет обжаловать решение Якутского суда о выдаче "Сургутнефтегазу" постоянной лицензии на разработку Талаканского месторождения в Якутии. Таким образом, вполне возможно, что долгая история лицензирования Талакана близится к своей развязке, а "дело "ЮКОСа" стало катализатором процесса.
В том, что после ареста Михаила Ходорковского "ЮКОСу" придется поделиться активами, мало кто сомневался. Талаканское месторождение - одно из самых уязвимых мест "ЮКОСа".
Тендер на получение постоянной лицензии на освоение недр месторождения, запасы которого оцениваются в 124 млн тонн нефти и 47 млрд куб. м газа, состоялся еще 2001 г. Его победителем стала местная компания "Саханефтегаз", контроль над которой впоследствии получил "ЮКОС". Однако оказалось, что у "Саханефтегаза" нет обещанных за лицензию $501 млн и результаты тендера были аннулированы. Несмотря на этот провал, "Саханефтегазу" удалось продлить временное разрешение на разработку Талакана для своей дочерней компании - "Ленанефтегаза".
С тех пор планировавшийся повторный тендер проведен так и не был, а на месторождении продолжала работать "Ленанефтегаз", периодически обновляя временную лицензию. Такая неопределенность продлилась до октября прошлого года, когда МПР совместно с региональными властями решили передать временную лицензию "Сургутнефтегазу". Напомним, что в этом же месяце был арестован Михаил Ходорковский.
Решение отобрать лицензию у "внучки" провинившегося "ЮКОСа" и отдать ее лояльному государству "Сургутнефтегазу" вполне понятно в свете последних событий вокруг "ЮКОСа". Но, с экономической точки зрения такой шаг отнюдь не бесспорен. Результатом инициативы МПР стало то, что "Ленанефтегаз" добычу перекатила, а "Сургутнефтегаз" не начал.
Несколькими месяцами позже "Сургутнефтегаз", напомнив, что его предложение в $61 млн за Талакан было вторым на тендере 2001 г., добился судебного решения о выдаче ему постоянной лицензии. МПР хотело его оспорить, и чтобы добиться проведения нового тендера даже обратилось в январе этого года с жалобой в суд. Но когда суд вернул ее на доработку, пыл Минприроды, похоже, прошел и там отказались от затеи.
Вместе с тем, проведение нового тендера вполне логично - за три прошедших года результаты конкурса 2001 года морально устарели. Да и в министерстве планировали получить за лицензию в 2-3 раза больше, чем $61 млн. Тем не менее, решение МПР отказаться от претензий по Талакану не было неожиданным. Скорее наоборот. "Бунт" Минприроды плохо вписывался в общую картину взаимоотношений государства с "приближенными" нефтяными компаниями.
Комментарии