Придуманы новые пошлины на нефтепродукты
Минэкономразвития предлагает повысить экспортную пошлину на бензин, керосин и дизельное топливо и снизить ее на мазут. В Минэнерго инициативу коллег встретили в штыки. Нефтяники и аналитики уверены, что предложения пагубно отразятся на нефтепереработке.
Вчера первый замминистра экономического развития Александр Каульбарс рассказал журналистам о позиции министерства по экспортным пошлинам на нефтепродукты. "Мы планируем увеличить пошлину до 130% [от экспортной пошлины на нефть] на светлые нефтепродукты [керосин, бензин и дизтопливо] и снизить до 70% на черные [мазут]", - заявил замминистра. Сейчас пошлина на все нефтепродукты, включая светлые и черные, составляет 90% от экспортной пошлины на нефть.
Пошлины будут обычно пересчитываться раз в два месяца одновременно с пошлиной на нефть. Как говорится в проекте постановления, имеющегося в распоряжении "Ведомостей", пересмотр ставок может происходить и чаще, но только в случаях "угрозы обеспеченности нефтепродуктами внутреннего рынка в периоды повышенного спроса на них". В таком случае пошлины, по словам Каульбарса, могут быть повышены до 150%.
"Если посмотреть на котировки светлых и черных нефтепродуктов на мировых рынках, то будет видно, что первые в среднем на 30% дороже нефти, а вторые на те же 30% дешевле", - пояснил логику дифференциации ставок начальник отдела доходов и таможенно-тарифной политики Минфина Александр Сакович, принимавший участие в разработке предложений. По его словам, средняя экспортная пошлина на нефтепродукты останется на уровне 90% от пошлины на нефть, так как некоторые виды нефтепродуктов, такие как битум, толуолы, сжиженные газы, не будут облагаться пошлинами. Впрочем Сакович, ранее поддерживавший уровень пошлин, озвученный Каульбарсом, полагает, что в связи с запланированным повышением экспортной пошлины на нефть повышать пошлины на нефтепродукты преждевременно. "Они и сейчас не слишком конкурентоспособны", - говорит чиновник.
"Мы не согласны с Минэкономразвития, повышение пошлин дестабилизирует ситуацию", - говорит руководитель департамента экономического регулирования Минэнерго Владимир Кириллов. По его словам, при повышении экспортных пошлин на нефтепродукты компании наращивают экспорт сырья и падает объем переработки нефти на НПЗ. В январе по сравнению с декабрем он сократился на 0,5%. "Мы предлагали сократить или отменить вообще пошлины на светлые нефтепродукты, оставив пошлины на мазут на уровне 90% ", - говорит чиновник. Потери бюджета Минэнерго предлагает компенсировать за счет повышения пошлин на сырую нефть.
"К сожалению, мы не знакомы с предложением Минэкономразвития об изменении порядка расчета пошлин на нефтепродукты, и у нас нет расчетов, но на первый взгляд это приведет к падению экспорта нефтепродуктов", - говорит замгендиректора "Татнефти" Азат Ягофаров. Он прогнозирует затоваривание нефтепродуктами и падение цен на них, а как следствие - и цен на нефть. "Все это приведет к падению добычи", - опасается Ягофаров. Зато владельцы бензоколонок довольны. "Это очень хорошее предложение, - говорит вице-президент Московской топливной ассоциации Алексей Небольсин. - Теперь при скачках мировых цен на нефть наш внутренний рынок [нефтепродуктов] не пострадает".
Аналитики отнеслись к идеям Каульбарса критично. "Российская нефтепереработка сильно отстает от западной и по глубине переработки, и по ее качеству, - говорит Владимир Милов. - Она так и не была модернизирована, несмотря на благоприятную конъюнктуру в последнее время". По его словам, светлые нефтепродукты вообще не надо облагать пошлинами, поскольку это единственное, что может стимулировать развитие нефтеперерабатывающей промышленности. По мнению аналитика "Тройки Диалог" Валерия Нестерова, основные проблемы будут у экспортеров дизтоплива. По его оценке, в 2003 г. на экспорт было поставлено 109,6 млн т нефтепродуктов на $19,5 млрд, а дизтоплива - 39,6 млн т на $8,9 млрд. Нестеров уверен, что, прежде чем рассматривать вопрос о пошлинах на нефтепродукты, необходимо определиться с пошлиной на нефть.
Как рассказал вчера первый замминистра экономразвития Аркадий Дворкович, его ведомство согласовало с Минфином новую схему расчета экспортной пошлины на нефть. "Единственный момент, который мы еще дополнительно проработаем, - это ставка в диапазоне от $20 до $25 за баррель, - сказал Дворкович. - В этот интервал попадает большое число рисковой нефти, затраты на добычу и транспортировку которой существенно превышают среднеотраслевые".
Новый порядок расчета пошлины на сырую нефть предполагает, что, если баррель нефти будет стоить от $15 до $20, придется уплатить 35% от разницы между фактической ценой нефти и $15. Если нефть будет стоить от $20 до $25 за баррель, ставка повысится до $12,78 плюс 45% от разницы между $20 и фактической ценой нефти. При цене свыше $25 за баррель ставка резко взмывает вверх: $29,2 плюс 65% от разницы между фактической ценой нефти и $25. При цене нефти до $15 за баррель пошлина будет взиматься по-старому.
По оценке экспертов, новая схема дополнительно принесет в бюджет около $1,6 млрд в год при цене нефти $27 за баррель.