Конфереция

Появятся ли в центре Петербурга новые АЗС?

К теме строительства автозаправочных станций в историческом центре Петербурга проявляют интерес все топливные операторы города. В настоящее время администрация города схемы размещения АЗС не имеет. Однако существует проект методики "Обоснования рационального размещения АЗС в Санкт-Петербурге", разработанный Институтом проблем транспорта, в котором определено необходимое городу количество автозаправок. По расчетам экспертов 500 АЗС - это та цифра, которая приблизит нас к европейским стандартам. Ближайшие торги намечены на апрель, на них планируют выставить участки из "адресного списка", включающего 21 "пятно" под строительство АЗС. Топливные компании хотят расширить свои розничные сети путем строительства новых автозаправок. Но пока нет ясных ответов на вопросы: "Появятся ли заправки в центральной части города?" и "Есть ли в них необходимость?" Своим мнением на этот счет поделились известные представители нефтяного бизнеса и члены горадминистрации. Москва практически отказалась от строительства автозаправок в центре. Это связано с высокой плотностью застройки с одной стороны, и с экономическим аспектом, с другой. В Санкт-Петербурге можно строить не прибегая к уплотнительной застройке, свободные "пятна" в центре под эти цели есть. Но есть ли в этом необходимость? В Москве считают, что будущее за крупными АЗС. Анализ показал, что небольшие заправки с одной, двумя колонками экономически нерентабельны, а в центре города такую АЗС не построишь. Поэтому приоритетным сегодня является строительство в области, на автотрассах, где достаточно просторно, чтобы разместить целые комплексы со всеми видами топлива, c контейнерами для отработанных аккумуляторов, использованных емкостей для автомобильных масел и технических жидкостей, с супермаркетом, мойкой, кафе, аптекой и даже гостиницей. Выгоду получает и клиент, который совершает покупки, пользуется любыми услугами, и владелец АЗС имеет дополнительный доход. Губернатор Валентина Матвиенко придерживается того же мнения: "Строительство новых АЗС необходимо вести в строгом соответствии с проектными и плановыми документами с учетом намеченного роста автомобильного парка города, уделяя особое внимание их размещению в районах массовой жилой застройки, на вылетных и вновь сооружаемых транспортных магистралях. При этом, в зависимости от территориальных возможностей и градостроительных условий, следует ориентироваться на возведение, главным образом, автозаправочных комплексов с мойками, магазинами, кафе, предоставляющих населению наибольший объем качественных услуг". В строительстве АЗС в центре города нет необходимости Своим мнением в отношении строительства АЗС в центре города поделился президент некоммерческого партнерства "Нефтяной клуб Санкт-Петербурга" Олег Ашихмин. Он считает, что в исторической части Санкт-Петербурга расположено достаточное количество автозаправочных станций и в строительстве дополнительных нет необходимости. Есть много законодательных актов, которые запрещают строительство подобных объектов в центре города. И, несомненно, что АЗС несут определенную опасность: это и выбросы из топливного бака автомобиля во время заправки, и небезопасная перевозка нефтепродуктов непосредственно к АЗС. За последнее время известно несколько случаев ДТП, связанных со столкновением бензовоза с пассажирским транспортом. Администрация Санкт-Петербурга реализует программу "Создания пешеходных зон города", которая нацелена на решение ряда проблем, в том числе и экологических, поэтому строить автозаправки в центре неразумно. В Москве разработана адресная программа, которая предполагает строительство АЗС сконцентрировать вдоль автотрасс, за чертой города. Центр - место столкновения культуры и бизнеса А вот позиция компании 'Neste' в лице ассистента Президента компании Нины Одноконной такова: 'Санкт-Петербург - такой уникальный исторический памятник, и к строительству АЗС в центре надо подходить очень гибко, учитывая традиции градостроительства, архитектурный ансамбль. 'Neste' не против автозаправок в центре. Надо только строить в соответствии с существующими нормами и требованиями. Опыт зарубежных стран показывает, что можно строить АЗС по соседству с жилыми домами, как это делают в Хельсинки и даже в Риме, не изменяя при этом сложившийся на протяжении веков образ города. Компания 'Neste' владеет подобной концепцией строительства АЗС и готова применить этот опыт в Санкт-Петербурге'. Хотя, по личному мнению госпожи Одноконной, через центр города можно проехать и без дозаправки. P.S. Забота горадминистрации о целостности архитектурного ансамбля исторического центра вполне понятно. Однако известно и стремление города, во что бы то ни стало, пополнить городской бюджет рублем. Топливные операторы относятся к тем инвесторам, которые способны пополнять бюджет постоянно. Сначала, при приобретении участка, перечислив серьезную сумму на развитие городской инфраструктуры, затем, после ввода АЗС в эксплуатацию, в виде 'бензинового' акциза. Станет ли удвоение бюджета приоритетным - не известно. Но уже сегодня чиновники, в числе которых г-н Зенцов - зампредседателя городского Комитета по градостроительству и архитектуре, не раз выражали мнение о 'приспособленности исторического центра к строительству небольших АЗС', ссылаясь на зарубежный опыт. Позиция Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли в лице его зампреда г-на Иванникова противоположна позиции, занятой городским КГА. Как заявлял Александр Иванников, придорожный сервис городского центра достаточно развит и удовлетворяет спросу автомобилистов. Сегодня потребность в АЗС существует в новых, строящихся районах, на которых и должно быть сосредоточено внимание инвесторов. Вопрос необходимости строить в центре Петербурга остается открытым.
Комментарии