Конфереция

ХК "Фаэтон" продала ТНК-BP пять АЗС за $5 млн

Холдинговая компания "Фаэтон" практически завершил сделку по продаже пяти АЗС ТНК-BP. "Входной билет" на петербургский рынок обошелся крупнейшему ВИНКу страны не менее чем в $5 млн. Напомним, что еще два года назад руководство "Фаэтона" заявляло, что не планирует развивать топливный бизнес в Петербурге. Компания неоднократно вела переговоры (и даже получала задаток) о продаже сети АЗС вертикально-интегрированным нефтяным компаниям. Переговоры с "Сибнефтью" и "ЮКОСом" не были столь успешны, как с ТНК-BP.
"Сделка с "ЮКОСом" не состоялась по взаимному нежеланию. Но передумали именно мы. На то было несколько причин. Прежде всего, нас не устраивала цена, которую "ЮКОС" предлагал за нашу розничную сеть. "ЮКОС" был готов заплатить около 30 млн. долларов", - комментирует сорвавшуюся сделку Сергей Снопок.
Напомним, что основной долг "Фаэтона" перед "ЮКОСом" был равен 48 млн. 420 тысяч 289 рублей 88 копеек. Вернуть его, заплатив, вдобавок, госпошлину в размере 100 тысяч рублей, компания смогла только в декабре 2003 года. Разбирательство между горе-продавцом и покупателем длилось девять месяцев.
Через пол года обстоятельства для компании изменились и председатель правления холдинга заявил, что не намерен продавать топливный бизнес, "особенно сейчас, когда внутренний рынок страны стал более привлекательным в части экономической составляющей". Снопок заявил тогда, что рынок "будет интересен до тех пор, пока не решатся экспортные проблемы, пока на рынке будет лишняя внутренняя нефть. И это еще одна причина, по которой мы не хотим продавать свою розничную сеть".
В начале 2004 года холдинг оформил сделку с франчайзинговой компанией "Магистраль", являющейся "дочкой" Тюменской нефтяной компании и специализирующейся на строительстве и эксплуатации АЗС, преимущественно в Москве и Московской области.
ТНК-BP заявляла о том, что конкретных планов на Северо-Западе не имеет. Однако от создания собственной сети компания также не отказалась. Сегодня Тюменская нефтяная компания владеет в России 2,1 тыс. автозаправочных комплексов, из них 900 АЗК работают на Украине. Кроме того, до конца года ТНК-ВР отойдет половина сети АЗС "Славнефти", которая владеет пятью заправками в Петербурге и одной АЗС в Ленобласти. Правда, пока неизвестно, достанутся ли ТНК именно питерские активы. В случае, если это произойдет, компания будет иметь порядка 6% рынка Петербурга и будет конкурировать с другой компанией с зарубежным капиталом - ООО "Шелл АЗС".
В настоящее время сделка ТНК-BP со вторым по величине петербургским оператором практически завершена. ХК "Фаэтон" продала ВИНКу 5 собственных АЗС. По оценкам экспертов www.au92.ru, сумма сделки составляет $5 млн.
По словам генерального директора ООО "Фаэтон-Аэро" Андрея Григоровского, компания продала те АЗС, которые не устраивали местного оператора по экономическим показателям. В то же время поверить в то, что ВИНК согласился купить нерентабельные пятна, "оптимизировав" тем самым деятельность розничного подразделения "Фаэтона", трудно.
Сергей Снопок говорит, что продажа пяти АЗС не означает, что компания в ближайшее время продаст всю сеть автозаправок. В подтверждение своих слов, Снопок отмечает, что в текущем году "Фаэтон" намерен увеличить сеть на 9 АЗС. В настоящее время строительное подразделение холдинга ведет строительство автозаправок на проспектах Гагарина, Культуры и Руставели. Ведет проработку еще по шести адресам, среди которых Таллиннское и Московское шоссе, Дальневосточный проспект и Октябрьская набережная. Компания все еще не преступила к плате акциза, тем не менее, ее руководство уверено в успешности получения этих участков. ХК "Фаэтон" намерен инвестировать в развитие розничной сети в 2004 году порядка 6 млн. 300 тыс. долларов США.
Комментарии