Конфереция

Китайский вариант выпал

Правительство собирается строить нефтепровод в Находку В ближайшее время вопрос строительства нефтепровода из Ангарска в Дацин (Китай) российским правительством подниматься не будет. Проект, лоббируемый ЮКОСом, отложен в долгий ящик, и в ближайшие годы говорить о начале его реализации вряд ли придется: Москва сделала окончательный выбор в пользу альтернативного проекта из Восточной Сибири до побережья Тихого океана -- порта Находки. Как сообщает ВВС со ссылкой на официальные китайские СМИ, Пекин обеспокоен признаками того, что Россия собирается закрыть проект по строительству нефтепровода в Китай. В прошлую пятницу теперь уже и.о. министра энергетики Игорь Юсуфов обозначил свою позицию относительно проекта строительства нефтепроводов из Восточной Сибири в Китай и страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Причем сделал это чиновник на пресс-конференции для иностранных журналистов, настоятельно запретив пускать туда российскую прессу. Стоит отметить, что для г-на Юсуфова такая манера общения со СМИ стала уже традиционной: далеко не в первый раз о том, что происходит в отрасли, он рассказывает исключительно западным журналистам в российском государственном информагентстве "Новости". Из слов и.о. министра, которые приводит агентство Reuters, можно сделать вывод, что правительство окончательно сделало выбор между трубопроводом в АТР и "китайским" проектом в пользу тихоокеанского маршрута. "Мы заинтересованы, чтобы этот нефтепровод (из Восточной Сибири. -- Ред.) оканчивался на восточном побережье России. Это позволит оживить экономику региона", -- сказал и.о. министра. Он добавил, что "китайский вариант выпал по экологическим соображениям, поскольку трасса маршрута проходит по территории национального парка", но "Китаю это (решение не строить нефтепровод до Дацина. -- Ред.) не нанесет никакого ущерба: он может закупать нефть в районе Находки, и цена доставки из Находки до Дацина будет примерно одинаковая". При этом, по словам г-на Юсуфова, "оценка стоимости нефтепровода до Находки остается в рамках 5--7 млрд долл., несмотря на корректировку маршрута, срок реализации находится в пределах пяти--семи лет". Япония также старается диверсифицировать рынок поставок нефти. В январе прошлого года она гарантировала в случае строительства трубопровода в Находку закупать по 50 млн т российской нефти в год и предоставить кредит до 10 млрд долл. на строительство нефтепровода и освоение месторождений Восточной Сибири. Как известно, Энергетическая стратегия России до 2020 года предусматривает строительство объединенного нефтепровода из Восточной Сибири в Находку с ответвлением на Дацин. Будут ли в нее внесены изменения, и если будут, то когда, осталось загадкой. До лета прошлого года фактически существовали два отдельных проекта строительства, один из которых разрабатывал ЮКОС ("южный" китайский вариант), второй -- "Транснефть" ("северный" вариант). Трубопровод ЮКОСа практически не соприкасается с территорией Байкала, однако проходит через Тункинский национальный парк. Максимальная мощность трубопровода -- 30 млн т нефти в год. По проекту "Транснефти" труба на протяжении более чем 1 тыс. км должна была идти от Ангарска вдоль Байкала, дальше -- вдоль БАМа, а затем -- по границе с Китаем до Находки. Преимущество проекта -- широкий рынок сбыта: Япония, США, Китай, другие страны АТР. Однако строительство нефтепровода рентабельно лишь в том случае, если мощность трубы будет не менее 50 млн т нефти в год. Сейчас в регионе такого количества сырья просто не добывается. Тем не менее еще летом прошлого года Минприроды подготовило отрицательное заключение на оба проекта и отправило их на доработку. А неделю назад президент "Транснефти" Семен Вайншток заявил, что его компания начала разработку новой трассы нефтепровода в Китай, но не из Ангарска, как предполагалось ранее, а из Тайшета. ТЭО нового маршрута нефтепровода можно будет обсуждать не ранее 2005 года. Как заявил вчера газете "Время новостей" вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев, проект трубопровода Тайшет--Находка рассчитан на перевалку 80 млн т нефти в год. Он добавил, что труба пройдет в 60 км от китайской границы, так что возможность ответвления на Китай остается, и "если будет политическое решение, "Транснефть" будет строить". Между тем, по его словам, сейчас в правительстве "не звучит тема китайского трубопровода".
Комментарии