Конфереция

Платишь акциз - не платишь налог?

Топливники еще помнят время, когда шла 'борьба' между Санкт-Петербургом и Ленобластью за инвесторов, однако, инвестиционная политика последней всегда была привлекательней. Теперь же, федеральная власть отняла полномочия по предоставлению налоговых льгот у своих субъектов и им приходится искать новые возможности не только для привлечения новых инвесторов, но и для удержания имеющихся. Методы, как показывает практика, варьируются. Однако их содержание остается прежним: стимулируют коммерсантов за счет 'кнута' и 'пряника'. Этот подход выбрало новое правительство Петербурга. Ужесточив условия игры на топливном рынке за счет требования уплачивать акциз с ГСМ исключительно в городской бюджет, оно предоставило топливным операторам существенную льготу - возможность получать земельные участки под строительство АЗС, то есть развивать свой бизнес. Областное правительство строит свои отношения с топливными инвесторами более умело, поощряя крупные инвестиционные проекты, в том числе и налоговыми льготами, и никого не наказывая - в области сегодня большая доля топливного рынка остается за независимыми операторами. Администрация предоставляет трейдерам льготы, вступает с нефтяными компаниями во взаимовыгодные договоренности. В качестве примера можно привести соглашения между руководством областной Администрации и двух нефтяных компаний 'Роснефти' и 'ЛУКойла', подписанных в прошлом году, и обеспечивших наилучшие условия для ВИНКов на долгие годы. Акциз возвращается Однако этот факт льготой не является, хотя напрямую зависит от объема реализованного горючего. До 1 января 2003 года производители и продавцы горючего включали сумму акциза в цену нефтепродуктов и потом перечисляли ее в бюджет, а покупатели ГСМ оплачивали акциз при покупке и затем возмещали его из бюджета. Теперь же начисляют и уплачивают в бюджет акцизы именно покупатели, а продавцы горючего получают из бюджета возмещение. Суммы возмещения зависят от количества проданных нефтепродуктов. Такой порядок предусмотрен подпунктом 3 пункта 1 статьи 182 и пунктом 8 статьи 200 Налогового кодекса. Однако право на возмещение акциза по ГСМ имеют только обладатели Свидетельств о регистрации лиц, совершающих операции с нефтепродуктами. Поэтому, как и при старом порядке, в цепочке 'нефтеперерабатывающий завод - нефтебаза - АЗС - потребитель' фактически платит акциз в бюджет конечный пользователь: фирма, которая приобретает горючее с целью его использования, а не перепродажи, сообщает старший государственный налоговый инспектор Управления Министерства России по налогам и льготам по Санкт-Петербургу и Ленобласти Инесса Даниелян. О налоговых льготах Единственной действующей льготой сегодня остается симпатия Администрации к добросовестным плательщикам налогов, которая реализуется через механизм предоставления земельных участков под строительство АЗС целевым назначением. В процессе принятия находится законопроект "О внесении дополнений в закон "О налоге на имущество организаций и в закон "О налоговых льготах", применимый как для всего бизнеса в целом, так и для топливного в частности. Согласно этому законопроекту, организации, имеющие филиалы или недвижимость в разных районах Санкт-Петербурга, определяют налог на имущество по организации в целом и уплачивают по месту нахождения головной организации. Отметим, что закон о налоге на имущество организаций принят Законодательным собранием и вступил в силу в ноябре 2003г. Одновременно, этот закон отменил статьи закона о льготах по уплате данного налога некоторым организациям Санкт-Петербурга. Например, организации, производящие подакцизную продукцию, освобождались от уплаты налога на имущество в размере 50%, освобождались от уплаты налога на имущество предприятий в части сумм, зачисляемых в бюджет Санкт-Петербурга, ТСЖ, ЖСК с полностью выплаченным паевым взносом хотя бы одним членом, иные объединения собственников недвижимости в жилищной сфере, создаваемые для эксплуатации многоквартирного дома, пользования квартирами и общим имуществом жилого дома, ставка налога на имущество предприятий водного транспорта устанавливаются в размере 1% от налогооблагаемой базы. Также налоговые льготы предоставляются юридическим лицам, созданным при участии иностранных инвесторов на основании международных соглашений Санкт-Петербурга с правительствами зарубежных стран. Отметим, что законопроект "О внесении дополнений в закон "О налоге на имущество организаций и в закон "О налоговых льготах", где отмененные льготы восстанавливаются, внесен в Законодательное собрание только 30 января и на сегодняшний день прошел первое рассмотрение ЗАКСа. Однако даже эти льготы не могут облегчить налоговой нагрузки, которая сегодня лежит на топливных операторах. Трейдеры отмечают, что недостатки инвестиционного законодательства заметно тормозят развитие их бизнеса. В результате, в проигрыше остаются как топливники, так и бюджеты всех уровней. И если областное правительство находит возможность поддерживать и развивать топливный бизнес, активно привлекая инвестиции, то городские власти ужесточают инвестиционные условия. Благодаря этому областной рынок приобрел дополнительную (к дешевой земле и близости мест хранения ГСМ) привлекательность для трейдеров.
Комментарии