Конфереция

Торговый дом "Магистраль" - "дочка" ТНК - купит 5 АЗС "Фаэтона"

В начале 2004 года дочерняя структура ТНК, занимающаяся карточными программами, - торговый дом "Магистраль", открыла в Петребурге свое представительство. А на днях было объявлено о покупке "танкистами" (так в среде нефтяников называют компании, ведущие агрессивную политику) пяти заправок ХК "Фаэтон". Это "чистые" с юридической точки зрения заправки. С остальными АЗС Фаэтона далеко не все так безоблачно.
Компании "Славнефть" и ЮКОС, которые проявляли интерес к "Фаэтону" ранее и даже внесли задатки, отказались от покупки сети по причине "неоформленности" земельных участков под АЗС в собственность компании. Однако ходят упорные слухи, что ТНК замахнулась на всю сеть "Фаэтона". Называется и сумма - 50 миллионов долларов (прежний руководитель компании Хильченко заявлял, что он продает бизнес, который стоит 100 миллионов). Если интерес ТНК сохранится, по всей вероятности, для "Фаэтона" она станет последним покупателем.
В течение 2-3 недель акционеры ТНК-ВР и "Сибнефти" согласуют окончательный механизм раздела активов Славнефти и к 2005 г. она перестанет существовать как самостоятельное юридическое лицо. Розничную сеть компании акционеры планируют разделить 50х50. В собственности "Славнефти" 5 петербургских заправок и одна областная АЗС, всего же компания эксплуатирует в Петербурге 31 АЗС. Видимо, акционеры уже решили, что ТНК отойдет петербургская сеть, раз ее представители стали активно осваивать городской рынок. Остальные АЗС, принадлежащие "Линосу", а их всего 27 (21 - в Санкт-Петербурге, 6 - Ленобласти), и "Баррелю" (5 городских АЗС), работают под знаменами "Славнефти" по договорам франчайзинга. Условия договоров не жесткие, поэтому стороны в любой момент могут их расторгнуть. Видимо в этом году за розничные сети этих операторов, которые остались сколько-нибудь значимыми, и разгорится борьба между ТНК и ЛУКойлом. Глава последнего Вагит Алекперов, после встречи с губернатором Петербурга Валентиной Матвиенко в очередной раз объявил о планах по строительству 50 АЗС в городе. Не стоит сбрасывать со счетов и крупнейшего оператора - Петербургскую топливную компанию, владеющую 30% долей на городском рынке топлива. Компания уже на протяжении 5 лет удерживает свои позиции, ведя агрессивную политику по расширению собственной сети АЗС.
Как и ЛУКойл, ТНК, а вернее, объединенная компания ТНК-ВР старается закрепиться на оптовом рынке Ленинградской области. 16 декабря www.au92.ru стало известно переговорах, которые компания ведет с правительством области. Уже подана и одобрена заявка на предоставление участка под строительство нефтяного терминала. Ожидается, что мощность терминала составит порядка 18 млн. тонн в год.
Особняком стоит "ТИК "Балт-Трейд", являющийся пятым по величине игроком на петербургском рынке. Имея серьезных покровителей и не имея долгосрочного доступа к ресурсу, компания фактически не развивается. Можно предположить, что оператор будет зарабатывать для своих владельцев деньги до последнего. Как только "Балт-Трейд" начнут вытеснять с рынка, он тут же продастся.
Таким образом, мы беремся спрогнозировать, что к концу 2004 года ПТК сохранит свою 30% долю, второе место, вероятно, разделят "Балт-Трейд" и "Несте", сохраняющая устойчивую позицию, а третье поделят ТНК и ЛУКойл. В 2005 году ТНК может выйти уже на второе место, получив розницу "Славнефти" и активно давя на франчайзеров. Для этого давления компания в настоящий момент наращивает долю на рынке за счет "Фаэтона". И тогда разменной картой станет "Балт-Трейд", после покупки которого ЛУКойл или ТНК будут иметь равную долю рынка с ПТК.
Комментарии