Конфереция

Новые русла бензиновых рек

Администрация Санкт-Петербурга получила готовую схему размещения АЗС на 10-15 лет вперед. Методику 'Обоснования рационального размещения автозаправочных станций в Санкт-Петербурге' разрабатывал Институт проблем транспорта РАН при участии Нефтяного клуба Санкт-Петербурга. В ней определено, сколько автозаправок нужно городу, и задан алгоритм их рационального размещения. Осталось дождаться ответа на главный вопрос: кому достанутся новые пятна застройки. В 90-х годах, когда в Петербурге появились первые негосударственные автозаправки, их распределение по городу было результатом 'собственного маркетинга' и, конечно же, отношений конкретной компании с районными и городской админи-страциями. Операторы топливного рынка обычно сами подыскивали место и выбивали все разрешения. Главным негатив-ным последствием хаотичного развития рынка было то, что любой оборотистый предприниматель мог возвести новую АЗС вблизи той, что появилась на выгодном месте чуть раньше, и переманить половину клиентов у конкурента. Само собой, это не устраивало топливных операторов, поэтому ведущие компании очень заинтересованно отнеслись к идее распланировать строительство АЗС на несколько лет вперед. Самой сообразительной оказалась компания Shell - она предложила создать собственное проектное бюро, которое проек-тировало бы автозаправки для всего города. Петербургская топливная компания предлагает возложить такую обязанность на некое общегородское госпредприятие, которое еще предстоит организовать. По-видимому, ни один из этих вариантов не пройдет: первый - потому что дать Shell такие рыночные преференции никто не согласится, второй - потому что сегодня город твердо решил избавляться от старых ГУПов и создавать новые не станет. Сколько нужно АЗС? Сколько экспертов - столько и мнений. Петербургский 'Нефтяной клуб' опросил около 100 водителей, после чего его президент Олег Ашихмин объявил, что почти все они считают, что нынешних АЗС достаточно. Пожелания водителей носи-ли иной характер: проконтролировать, чтобы на АЗС поставляли качественный бензин. Правда, некоторые высказали мне-ние, что не хватает заправок в центре, но в ходе дополнительного экспресс-опроса выяснилось, что они плохо ориентируют-ся и о существовании многих АЗС просто не догадывались. СПРАВКА На каждую АЗС в городе в среднем приходится 4200 единиц автотранспорта (в Москве - 3830, в Великобритании - 1915, Италии - 1220, Франции - 1490, Германии - 2485, Бельгии - 665). При этом 87% зарегистрированного в Петербур-ге автотранспорта - легковые автомобили, 10% - грузовики и автобусы. Больше всего в Северной столице реализуется бензина марки АИ-92 - почти 41%, на втором месте - АИ-95 - 22%, на третьем - дизельное топливо - 19,33%. В конце 2003 года в Петербурге насчитывалось 258 АЗС и строилось еще 29. В 2004 году на конкурс будет выставлено еще 42 земельных участка. Заместитель генерального директора Петербургской топливной компании Андрей Михеев вообще предлагает ввести вре-менный мораторий на строительство АЗС - до тех пор, пока город не разработает новый порядок выделения участков. Од-нако, утверждая, что станций больше не требуется, те же операторы говорят, что от нескольких лишних заправок они бы не отказались. По предварительным оценкам городской администрации, Петербургу нужно примерно 500 АЗС, что соответствует евро-пейским нормам. Владельцы АЗС протестуют, заявляя, что достаточно и 350. Позиции понятны: власти заботятся о налого-вых поступлениях и удобстве водителей. Нефтетрейдеры же не хотят лишних конкурентов - ведь если увеличится число АЗС, упадут продажи на существующих станциях. Уже сейчас Институт проблем транспорта разработал формулы, по которым можно посчитать, рационально ли строить новую АЗС возле уже действующей. За исходные брались такие нормы: минимальная рентабельность - 12% годовых, сред-няя доза при заправке - 15 литров. Но как бы то ни было, а обоснование размещения АЗС предусматривает увеличение их количества в два раза. Однако в центре города новых заправок не появится. Акцизы вместо экологии Есть еще одна проблема, о которой операторы АЗС и власти говорят редко - экологическая обстановка. 'На самом деле в Петербурге не то что новые строить, а половину существующих автозаправочных станций надо закрыть как не соответст-вующие экологическим нормам и требованиям российского законодательства', - считает профессор Владимир Шиманский из Института проблем транспорта РАН, проводивший разработку методики размещения АЗС. Однако выявление экологиче-ски вредных заправок в число приоритетов горадминистрации пока не попало, и в этом смысле нефтетрейдерам повезло. СПРАВКА Территории, на которых планируется полностью запретить строительство АЗС: Адмиралтейский, Василеостровский (за исключением северо-западной части острова), Петроградский и Центральный районы, пограничные магистрали с периметральной застройкой: Приморский проспект и Ушаковская набережная (Примор-ский р-н), Выборгская и Пироговская набережные (Выборгский р-н), Арсенальная, Свердловская набережные и Малоохтин-ский проспект (Калининский р-н), набережная Обводного канала (Невский, Фрунзенский, Московский районы). Зато владельцев АЗС уже несколько месяцев мучает другое - всем известное требование Валентины Матвиенко: платить акцизы в бюджет Петербурга независимо от того, где зарегистрирована топливная компания. Неплательщиков не допустят к торгам, на которые выставят пятна под новые станции. Законных оснований для такого решения нет, но председатель КЭРППиТ Администрации Петербурга Владимир Бланк разъяснил ситуацию так: 'Мы постараемся ввести эту меру в Налоговый кодекс в 2004 году и уже инициировали процесс в Госдуме. Пришлось так поступить, потому что в бюджете 2003 года было запланировано 2,7 миллиарда рублей поступлений от акцизов, при том что весь бюджет - 75 миллиардов. А при нынешних темпах мы к концу года получили бы 900 миллио-нов, то есть в три раза меньше'. Мнение Владимир Бланк на пресс-конференции 26 января 2004 года: - Занимаясь вопросами сбора акцизов с нефтетрейдеров, мы реально пытались повысить доходы городского бюджета. И результаты говорят сами за себя: в соответствии с законодательством, пусть даже взаимодействуя с бизнесом в несколько спорной форме, нам удалось существенно увеличить доходы от акцизов на нефтепродукты. Для справки могу сказать, что в январе 2003 года был собран 31 млн руб., а в декабре - 128 млн руб. Думаем, что в январе 2004 года эта цифра существенно превысит 150 миллионов. На сегодняшний момент все крупнейшие компании либо заявили о своей готовности выплачивать, либо уже выплачивают в городской бюджет акцизы на нефтепродукты. Если объем платежей превысит 200 млн руб. в месяц, значит, практически все сколько-нибудь крупные игроки рынка платят. Почему - это политический вопрос. Он явился серьезным испытанием для правительства, потому что мы себя позиционировали как либералы. Но здесь было очень важно обозначить последовательность наших действий. Последним 'сломался' 'ФАЭТОН'. Уважаемый господин Снопок обра-тился к губернатору с просьбой его принять, потому что компания лишилась трех мест под АЗС, о чем ее, впрочем, заранее предупреждали. Этот пример свидетельствует о том, что хотя мы всегда стараемся договариваться и наша тактика состоит не в принятии силовых решений, а в том, чтобы активно взаимодействовать с бизнесом и находить компромисс, - если реше-ние принято, мы будем 'дожимать' несогласных.
Комментарии