И предлагает правительству забрать их у нефтяников
Минэнерго неожиданно предложило правительству повысить налоговую нагрузку на нефтедобывающие компании на $6 млрд. Эксперты подозревают чиновников в стремлении создать еще один коррупционный механизм, а в правительстве прогнозируют, что предложения Минэнерго не будут принято.
Минэнерго направило в правительство поправки во вторую часть Налогового кодекса. Документ имеется в распоряжении "Ведомостей". Чиновники предлагают резко повысить ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для наиболее рентабельных месторождений. Сейчас нефтяники платят 347 руб. налога с тонны сырья, извлеченного с любых скважин. Минэнерго рекомендует оставить эти ставки только для трех групп месторождений: удаленных от нефтепроводов на расстояние более 100 км, выработанных на 80% и более, а также для месторождений, где добывается не более 100 000 т нефти в год.
Компаниям, разрабатывающим более обильные скважины, придется платить в 2 раза больше. По оценкам чиновников, ставка налога в среднем возрастет на 70%. Сильнее всего от новации пострадает "Сургутнефтегаз" (+92%), ТНК (+87%) и "Сибнефть" (+82%), а меньше всего потеряют "Татнефть" (+26%) и "Башнефть" (+15%). Минэнерго прогнозирует, что это позволит - при нынешних ценах на нефть - увеличить сборы НДПИ на $7,5 млрд, правда, поступления в бюджет по налогу на прибыль снизятся на $1,5 млрд.
"Минэнерго выполняло поручение правительства, которое попросило профильные министерства подготовить свои предложения по изменению налогового законодательства в нефтедобыче", - говорит источник, близкий к Минэнерго. Представители Минфина и Минэкономразвия еще не изучили предложения коллег и комментировать их вчера отказались. По словам чиновника Минфина, на следующей неделе ведомство составит собственные предложения. Первый замминистра финансов Сергей Шаталов на днях говорил о намерении Минфина изъять у нефтяников дополнительно лишь $1 - 1,5 млрд. Минэкономразвития, по словам сотрудника министерства, тоже определилось и настаивает на увеличении налоговой нагрузки на отрасль "в пределах $2 млрд".
"Единственный разумный критерий - степень выработанности месторождения, - критикует предложения Минэнерго председатель думского экспертного совета по налогам Михаил Орлов. - Отдаленность от транспортных узлов влияет на экономику добычи, но не настолько существенно, чтобы учитывать ее при налогообложении".
А эксперт Института экономики переходного периода Саид Баткибеков констатирует, что дифференциация ставок НДПИ чревата коррупцией: "Кто будет формировать перечни? Чиновники, которые написали эти поправки". "Перечень месторождений, не подпадающих под увеличение НДПИ, будет формировать правительство, это абсолютно прозрачный механизм", - возражает чиновник, близкий к Минэнерго.
Из опрошенных "Ведомостями" нефтяных компаний с идеями министерства ознакомилась лишь ТНК-BP, представители которой отказались их комментировать. Другие нефтяники высказались против предложенной схемы. "Нет хороших или плохих месторождений, потому что сегодня разрабатывать месторождение может быть невыгодно, а завтра появятся новые технологии и ситуация изменится", - говорит пресс-секретарь "Сибнефти" Алексей Фирсов. Пресс-секретарь "ЮКОСа" Александр Шадрин называет любую дифференциацию ставки НДПИ "порочной и коррупционной практикой", хотя говорит, что компания будет платить налог на добычу "в любом случае".
"Министерство всегда учитывало интересы нефтяников, - удивляется аналитик "Тройки Диалог " Валерий Нестеров. - Предложения увеличить нагрузку по НДПИ на $6 - 7 млрд могут вызвать [на рынке] большую нервозность".
По словам сотрудника аппарата правительства, "за систему налогов у нас отвечают Минфин и Минэкономразвития" и без их одобрения "подобные предложения приняты не будут". В начале года премьер-министр Михаил Касьянов называл более умеренные предложения Минэкономразвития "не особенно обоснованными". Правда, он не исключил, что "2 - 3 параметра для учета ценности месторождения ввести можно".