Конфереция

Смольный потребовал от топливных операторов платить акцизы в местный бюджет

Городская администрация потребовала от розничных операторов платить акцизы в местный бюджет, а участки под новые АЗС намерена распределять на конкурсной основе. С 2004 года петербургский рынок нефтепродуктов работает по новым правилам. Городская администрация потребовала от розничных операторов платить акцизы в местный бюджет, а участки под новые АЗС намерена распределять на конкурсной основе. В результате этих мер пострадают небольшие операторы, а крупные нефтяные компании могут занять до 50% петербургского розничного рынка. Новые правила игры установила вскоре после своего избрания губернатором Валентина Матвиенко.
На встрече с нефтяниками она поставила условие: участки под строительство новых АЗС смогут получать лишь компании, которые платят акциз в городской бюджет (действующее законодательство предоставляет НК выбор: платить акциз по месту производства нефтепродуктов или по месту их реализации). Кроме того, Матвиенко пообещала распределять участки земли под АЗС только через торги, а не через инвестиционно-тендерную комиссию, как это было ранее.
По данным городской администрации, до 1 ноября 2003 г. акциз в Петербурге платили только Петербургская топливная компания и "ЛУКОЙЛ". За девять месяцев они заплатили около 400 млн руб., тогда как администрация планировала получить с топливников 2,74 млрд руб. за весь год. Но к концу 2003 г. акцизы платили уже 11 топливных компаний - "ПТК - Терминал", "ЛУКОЙЛ Северо-Западнефтепродукт", "Несте СПб", "Балт-Трейд-Терминал", "Балтик-Петролеум", "Норд-Вест-Ойл инк", "Славнефть - Санкт-Петербург", "Гранат", "Рекорд", Завод им. Шаумяна и нефтебаза "Красный нефтяник". В октябре и ноябре прошлого года они выплатили около 250 млн руб.
В 2003 году правительство города отказало в выдаче участков нескольким компаниям-неплательщикам, в частности "Линосу", работающему по франчайзингу со "Славнефтью".
По данным агентства "Аи 92", сейчас в Петербурге осталось около десятка маленьких нефтетрейдеров. На их долю приходится около 10% местного розничного рынка. Маленьким компаниям очень сложно получить безакцизный бензин, и в течение ближайшего года-двух они будут вынуждены уйти, продав свой бизнес более крупным игрокам.
Руководитель одной из компаний, владеющей тремя АЗС, рассказал, что в конце 2003 года не смог получить участок. "При наших небольших объемах безакцизный бензин получить очень сложно, мы не сможем развиваться", - говорит менеджер. Он утверждает, что уже получил предложения о продаже своих станций от нефтяных компаний.
Последним из крупных независимых операторов акцизы в местный бюджет начал платить "Фаэтон" - с 1 января. Гендиректор "Фаэтона" Андрей Григоровский говорит, что холдинг был вынужден пойти на этот шаг, лишившись трех перспективных участков. Григоровский утверждает, что компания планировала начать строительство 9 - 10 заправок, однако эти планы оказались под угрозой срыва. Андрей Григоровский считает, что к неплательщикам акциза могут применяться меры административного воздействия (проверки санэпиднадзора, пожарной охраны, повышенное внимание налоговых органов) , которые приведут к выдавливанию их с рынка. "Работать в таких условиях будет все равно невозможно", - говорит он.
Представители "ЛУКОЙЛа" и "Сургутнефтегаза" утверждают, что принимают условия городской администрации. "ЛУКОЙЛ" и раньше платил акцизы в местный бюджет, а розничная структура "Сургутнефтегаза" - "Киришиавтосервис" - начала перечислять акцизы с 1 января. При этом менеджер "ЛУКОЙЛа" говорит, что компания имеет планы по расширению своего бизнеса как через покупку действующих операторов, так и путем строительства новых АЗС. Сообщить подробности этих планов он отказался. Один из руководителей "Киришиавтосервиса" также говорит, что компания хочет расширить свою сеть, состоящую сейчас из 10 АЗС, однако не стал раскрывать подробности этих планов.
"Порядок уплаты части акциза в местный бюджет развязывает руки вертикально-интегрированным компаниям. Поскольку им все равно, где платить акциз, они имеют большую свободу в освоении петербургского рынка", - считает вице-президент Московской топливной ассоциации (МТА) Алексей Небольсин. Небольсин говорит, что поставки безакцизного бензина являются предметом индивидуальной договоренности между независимым оператором и поставщиком. "Поэтому, исходя из своих соображений, вертикально-интегрированные компании получают возможность сдерживать рост тех или иных операторов, отказавшись поставлять им безакцизное топливо", - утверждает Небольсин.
Другая проблема, с которой сложно будет справиться небольшим операторам, - конкурсное распределение земельных участков под строительство новых станций. По словам вице-губернатора Александра Вахмистрова, который курирует вопросы строительства, петербургская администрация сможет выставить на торги около 60 участков. Директор петербургского Фонда имущества Людмила Кулешова сообщила "Ведомостям", что на ближайшие торги, намеченные на апрель, будет выставлен 21 участок - по ним сейчас готовится документация.
Заместитель гендиректора ПТК Алексей Блинов уверен, что торги приведут к повышению цен на участки. "Если раньше за участок компания платила $100000 - 150000, то в результате торгов цены на них будут подниматься до $500000 и выше", - утверждает Блинов. Как считает замгендиректора ПТК, независимые операторы могут не получить на торгах необходимого количества земли, поскольку крупные нефтяные компании могут перебить их предложения более высокими заявками.
С ним согласен Андрей Григоровский из "Фаэтона". "Фаэтон" уже участвовал в 2003 г. в торгах, на которые городская администрация выставила один участок под АЗС. На них победил Shell, предложивший за него $400000. "Исходя из нашей экономики, мы не можем предложить такие деньги", - говорит Григоровский.
Тем не менее ПТК намерена участвовать в торгах. По словам Блинова, для развития ей необходимо приобрести 10 - 15 участков.
В "ЛУКОЙЛе" и "Киришиавтосервисе" говорят, что конкурсное распределение участков их не пугает. А в ТНК-ВР, которая до сих пор не представлена на розничном рынке Петербурга, утверждают, что присутствие в том или ином регионе зависит не от условий администрации, а исключительно от стратегии компании.
"В ближайший год-два рынок перераспределится в пользу крупных нефтяных компаний", - говорит президент Нефтяного клуба Санкт-Петербурга Олег Ашихмин. По его мнению, благодаря правилам, установленным новой администрацией, вертикально-интегрированные компании уже к концу этого года могут занять до 50% петербургского рынка.
Комментарии