Конфереция

Олег Коломийченко: петербургскому рынку светлых нефтепродуктов достаточно пяти крупных игроков

Об оптимальном количестве трейдеров на петербургском рынке светлых нефтепродуктов на страницах портала www.au92.ru рассуждает глава Территориального управления Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства по Санкт-Петербургу и Ленобласти Олег Коломийченко. Планы нефтяных компаний предусматривают дальнейшее расширение их присутствия на рынках региона. В последнее время ВИНКи стали инвестировать значительные средства в развитие собственных сетей АЗС в Санкт-Петербурге и строительство нефтехранилищ на территории региона. Так, петербургская 'дочка' 'Лукойла', лоббируя свои интересы в городском и областном правительствах, постепенно расширяет сеть автозаправок и строит собственный терминал в Высоцке (Ленинградская область). Сегодня доля компании ООО 'Лукойл - Северо-Западнефтепродукт' в розничном звене составляет порядка 10%. Со второй половины 2003 года свою марку в Санкт-Петербурге и Ленобласти, где 10 автозаправочных станций эксплуатирует ЗАО 'Киришиавтосервис', свою марку начинает активно продвигать материнская компания - НК 'Сургутнефтегаз', перекрашивая АЗС своей 'дочки' в собственные цвета. Известно, что другое подразделение ВИНКа - ООО ПО 'Киришинефтеоргсинтез' - является в настоящее время лидером оптовых поставок в регионе. 'Мелкие трейдеры, общая доля которых на рынке розницы сегодня составляет порядка 15%, могут остаться на рынке, заключив франчайзинговые договора с крупными игроками', - заявляет Олег Коломийченко. Модель таких отношений сегодня демонстрирует дочерняя компания вертикально-интегрированной нефтяной компании 'Славнефть'. ЗАО 'Славнефть-Санкт-Петербург' выстроила свою розничную сеть на договорах о франчайзинге с петербургскими независимыми операторами. Компания выбрала мудрую политику - она не только поставляет в Петербург ярославское топливо, но и платит с него акциз в бюджет Санкт-Петербурга, избавляя, таким образом, своих партнеров от необходимости приобретать Свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами. Региональное представительство вертикально-интегрированной компании "Татнефть", представленное в Санкт-Петербурге и Ленобласти восемью автозаправочными станциями планирует со следующего года более чем в два раза расширить розничную сеть. Об этом корреспонденту www.au92.ru сообщил советник генерального директора ООО 'Татнефть-Балтика' Андрей Маревский. - Я считаю, что рынок тем более равновесен, чем больше на нем игроков, - говорит глава ТУ МАП. - И, сразу оговорюсь, убежден, что ситуация, когда рынок принадлежит одной-двум компаниям, нерациональна. Оптимальным для петербургского топливного рынка мне представляется вариант, когда реализацией топлива в городе будут заниматься пять-шесть компаний, среди которых будет несколько крупных независимых трейдеров, таких как Несте, ПТК и Шелл и несколько вертикально-интегрированных компаний. ООО 'Несте-Санкт-Петербург' с 1999 года эксплуатирует собственный нефтяной терминал, осуществляет хранение нефтепродуктов и реализует оптом и в розницу. На конец 2003 года у компании 26 городских и одна областная АЗС или порядка 11% розничного рынка. ЗАО 'Петербургская топливная компания' - крупнейший петербургский оператор. Компания эксплуатирует два терминала - нефтебазы 'Ручьи' и 'Красный Нефтяник', за счет чего занимает значительную долю на рынке услуг по хранению: светлых нефтепродуктов - 62%, темных - 25%. На розничном рынке компания представлена 69 автозаправочными станциями. ООО 'Shell-АЗС' эксплуатирует шесть автозаправок в Санкт-Петербурге и также, как и остальные операторы имеет планы по развитию сети. Кроме трех уважаемых компаний, две из которых с иностранным капиталом, равновесия рынку светлых нефтепродуктов добавляет 'дочка' ЮКОСа, реализующая топливо с двух областных и одной городской автозаправок. А также представительство 'Башнефти', имеющее и в Петербурге, и в Ленобласти по четыре АЗС. - В ближайшие два года ситуация на топливном рынке Санкт-Петербурга существенным образом не изменится, - сообщает в интервью корреспонденту www.au92.ru Олег Васильевич. - Вероятно, часть мелких операторов продадут свои розничные сети крупным трейдерам Петербурга или даже вертикально-интегрированным нефтяным компаниям, имеющим планы по созданию собственных сетей на Северо-западе и продвижению своих брендов в Санкт-Петербурге. В этом случае структура рынка существенных изменений не претерпит. О том же, что в ближайшие два - два с половиной года топливный рынок будет разделен между двумя-тремя ВИНКами, на мой взгляд, не может быть и речи. Приобретение активов, слияние или поглощение - довольно-таки длительные процессы. Структура рынка изменится лишь в том случае, если все мелкие операторы (по информации www.au92.ru, их общая доля составляет порядка 15%) продадутся одному крупному игроку или один из крупных местных операторов с долей на рынке в 15% и выше продаст свой бизнес вертикально-интегрированной компании. Что касается долей поставок нефтепродуктов ВИНКами на рынок Санкт-Петербурга, то по прогнозам Управления, в ближайшем будущем доли поставщиков могут распределиться следующим образом: НК 'Сургутнефтегаз' - 25-30%, НГК 'Славнефть' и НК 'Лукойл' - по 20%, НК 'Башнефть' и 'Татнефть' - до 10% каждая и НК 'Юкос' - около 7%.
Комментарии