Развитые страны Восточной и Центральной Европы переживают экспансионистскую волну. Под напором американской, австрийской и британской вертикально-интегрированных нефтяных компаний мелкие операторы покидают рынок, а средние прилагают усилия по слиянию. Об этом свидетельствуют данные, предоставленные www.au92.ru московским аналитическим агентством 'ИнфоТЭК-Консалт'.
Германия пережила процесс передела рынка, который, как отмечают аналитики, свелся к переделу, прежде всего, нефтеперерабатывающих активов. Сегодня в этой европейской стране прослеживается тенденция к снижению числа независимых операторов и закрытию небольших АЗС. По данным 'ИнфоТЭК-Консалт', в настоящее время в Германии зарегистрировано около 16 тыс. автозаправочных станций. Крупнейшие сети из 2 636 АЗС и 2 598 АЗС принадлежат соответственно компании Aral, владеющей 3010 АЗС в Европе и входящей в структуру компании Veba Oel, и объединенной компании Shell/DEA.
1 311 АЗС находятся в собственности франко-бельгийской компании Esso, расширившей свою сеть за счет автозаправок, приобретенных ею у Shell/DEA. На четвертом месте по количеству АЗС в Германии находится компания TotalFinaElf - 1 043 АЗС. Порядка 700 станций у компаний Jet (ConocoPhillips) и Avia. 491 АЗС эксплуатирует Orlen и еще 453 АЗС - Agip.
Польша, Венгрия и Австрия создают нефтяной концерн
Польская Polski Koncern Naftowy (PKN) Orlen и венгерская MOL ведут переговоры на тему слияния. Позднее к ним должна присоединиться австрийская OMV AG. В состав PKN Orlen входят 2400 АЗС в Польше и Германии и три НПЗ (из них два мини НПЗ). Правительству Польши принадлежит 28% компании. В MOL входят 400 АЗС, один НПЗ и два нефтемаслозавода. Правительство Венгрии владеет 23% акций MOL. Австрийской OMV принадлежат комплексы нефтехимических заводов, а также 25% в Borealis A/S, крупнейшем комбинате по производству полиофелина. Также компании принадлежит 50% EconGas GmbH, 45% BAYERNOIL-Raffinerieverbund, 9% MOL и 25,1% в нефтяной компании The Rompetrol Group в Румынии.
Нужно отметить, что в Польше, где эксплуатируется 6 700 АЗС, и Венгрии, располагающей всего лишь одной тысячей автозаправок, тема объединения национальных компаний сегодня одна из злободневных. Концерн PKN Orlen владеет 2060 АЗС. Венгерский MOL - 377 АЗС. Остальной топливный рынок Польши представлен компаниями Grupa Lotos S.A - 285 АЗС, BP -129 АЗС, Statoil - 111 АЗС и Shell - 106 АЗС. Кстати, доля международных компаний в розничном рынке Польши составляет порядка 8%. В Венгрии второе место на рынке занимает компания OMV. У нее в собственности 167 АЗС. За ней идет Shell - 136 АЗС (кроме того, прирост на 70 станций благодаря обмену с Total), Agip - 121 АЗС (11 бывших Tamoil) и Jet (ConocoPhillips) - 28 АЗС (планирует построить еще 200).
Большую активность в последние годы в Польше и в Венгрии проявляют
международные нефтяные компании. Объединившись, национальные операторы надеются приостановить экспансию. Однако остановить рост розничных сетей объединенной компании вряд ли удастся. Мораторий на строительство, скорее всего, объявлен не будет - в обеих странах все еще ощущается нехватка автозаправок.
В Чехии и Словакии за лидерство борются OMV, Shell и Jet
Австрийская OMV, американская Jet (ConocoPhillips) и британская компания Shell постепенно заявляют о себе на рынках Чехии и Словакии. В Чехии сегодня около 2000 АЗС, 141 из них принадлежат OMV, 105 АЗС (кроме того, прирост на 33 станции благодаря обмену с Total) - Shell и 51 АЗС - Jet (ConocoPhillips). 318 АЗС (в составе Unipetrol) эксплуатирует Benzina и 40 АЗС - Agip. Остальные станции находятся в собственности средних компаний. Мелкие операторы оказываются не в состоянии конкурировать на этом рынке. Компании OMV, Shell и Jet закрепились не только в розничном, но и в оптовом звене, а также в переработке, купив 49% местной нефтеперерабатывающей компании Ceska Rafinerska, в собственности которой находилось 2 НПЗ.
В Словакии крупнейшая сеть остается за компанией Benzinol - 318 АЗС. Три другие крупнейшие сети у OMV - 95 АЗС, Shell - 38 АЗС и Jet (ConocoPhillips) - 15 АЗС. Всего же в стране около 750 АЗС. Активная экспансия MOL началась с покупки местной компании Slovnaft, в состав которой входит региональное предприятие нефтепродуктообеспечения Benzinol. Здесь мелкие операторы, как и в Чехии, оказались неконкурентоспособными - рынок представлен крупными и средними компаниями.
Национальный бизнес или глобализация?
Непростые времена переживает сегодня розничный сектор рынка светлых нефтепродуктов Хорватии, Боснии и Герцеговины, Сербии и Черногории, Словении и Македонии. Все эти страны, исторически объединенные в Югославию, и сегодня сохранили схожую структуру и в настоящее время переживают этап сосуществования национальных операторов (предприятий нефтепродуктообеспечения) и розничных сетей международного бизнеса. В Хорватии, с розничной сетью в 500 автозаправочных станций, основная доля рынка (393 АЗС) принадлежит государственной компании INA. Остальной рынок сегодня делят между собой венгры и австрийцы. У венгерской компании MOL 25% рынка (розничная сеть приобретена у INA), у австрийской компании OMV - 30. По информации агентства 'ИнфоТЭК-Консалт', открыть 40-50 собственных АЗС в Хорватии планирует Shell.
В Боснии и Герцеговине также 500 АЗС. Крупнейшая национальная сеть из 70-ти АЗС принадлежит компании Energopetrol. Такой же сетью в Боснии и Герцеговине обладает хорватская INA.
В Сербии и Черногории порядка 1200 АЗС. Крупнейшие операторы: NIS-Eugopetrol (355 АЗС) и Beopetrol (203 АЗС). 79,5% розничного рынка светлых нефтепродуктов приобретено венгерской компанией MOL. Интересно, что за рубежом эта компания смогла развернуть свой бизнес более удачно, чем в родной Хорватии.
Крупнейшая сеть Черногории у корпорации Jugopetrol AD Kotor - 33 АЗС (54% принадлежит греческой Helenic Petroleum).
В Словении 600 АЗС, 283 из которых принадлежат Petrol, 135 - OMV-Istrabenz. Остальной рынок представлен мелкими и средними операторами.
Крупнейшая сеть Македонии - Makpetrol насчитывает 112 автозаправочных станций.
Экспертами отмечена начинающаяся экспансия международных вертикально-интегрированных нефтяных компаний, OMV и греческого бизнеса.
Справка www.au92.ru: число АЗС в крупнейших странах
США - более 170 тыс. станций
Бразилия - около 30 тыс. станций
Европа - крупнейшие страны:
Италия - около 25 тыс. станций
Франция - около 17 тыс. станций
Германия - около 16 тыс. станций
Великобритания - около 12 тыс. станций
Китай - около 80 тыс. станций
Япония - более 50 тыс. станций
Индия - около 40 тыс. станций
Анализ сделан по материалам московского агентства 'ИнфоТЭК-Консалт'.
Комментарии