Конфереция

www.au92.ru продолжает вести летопись топливного рынка страны

Представитель розницы "Сургутнефтегаз" сдает в аренду "пистолеты". Городская Администрация и петербургские предприниматели создают альтернативу подразделению ВИНКа - Петербургскую топливную компанию. В начале 90-х годов перед российской промышленностью стояла сложнейшая задача - осуществить плавный переход от плановой советской экономики к рыночной. С этой целью был издан специальный Указ президента России Бориса Ельцина, в соответствии с которым были созданы три независимые вертикально-интегрированные компании: "Сургутнефтегаз", "ЛУКОЙЛ" и "ЮКОС". В Северо-западном регионе право осуществлять производство, транспортировку, хранение, реализацию нефтепродуктов, управление сетью АЗС получила компания "Сургутнефтегаз". В ее состав вошли Киришский комбинат, предприятие "Леннефтепродукт" со всеми областными АЗС, крупнейшими нефтебазами "Ручьи" и "Красный нефтяник", предприятие "Нефто-Комби", объединяющее все автозаправочные станции Петербурга. "Сургутнефтегаз" подчинил себе нефтебазы и заправочные станции Пскова, Новгорода, Твери, Калининграда - словом, всего Северо-запада. В эту вертикально-интегрированную компанию (ВИНК) также вошел добывающий комплекс "Сургутнефтегаз". Он стал головным предприятием, давшим название всей компании. Для управления всеми дочерними предприятиями "Сургутнефтегаза" на Северо-западе был создан Северо-западный департамент нефтяной компании "Сургутнефтегаз". Казалось, что была организована правильная структура, объединяющая весь цикл от добычи нефти, ее транспортировки, поступления на нефтеперерабатывающий завод до продажи за рубеж или реализации на розничном рынке внутри страны. В тот период Киришский комбинат перерабатывал порядка 19-21 млн. тонн нефти в год. Почти 60% продуктов нефтепереработки поступало в Петербург и другие города Северо-западного региона. Экономическая ситуация в стране была напряженной. Как раз в это время резко ощущалась нехватка денежных ресурсов, произошло падение добычи топливного сырья, а большая часть добытой нефти продавалась за рубеж, так как финансово это было намного выгодней, чем продажа ее в России. Нашу страну буквально сотрясали бензиновые кризисы. Дочерние предприятия, входящие в состав "Сургутнефтегаза", находясь вдали от руководства, стремились к независимости и пытались самостоятельно закрепиться на рынке. Предприятие "Нефто-Комби", входящее в состав "Сургутнефтегаза", стало сдавать свои автозаправочные станции в аренду. Сначала в виде эксперимента по одной-две колонки на АЗС. Дело оказалось выгодным. Процесс создания мелких предприятий, арендующих автозаправочные станции, стал развиваться, набирать силу, и вскоре число таких закрытых акционерных обществ насчитывало более полутора десятков. Так родились БФПГ, Фаэтон и другие операторы. Несмотря на дефицит топлива в Петербурге, начинающие предприниматели умудрялись где-то его приобретать, доставлять в город и реализовывать на АЗС, взятых в аренду у "Нефто-Комби". Однако и этих усилий было недостаточно для полного исчезновения многочасовых очередей на заправках, а порой и полного отсутствия топлива. Одним из закономерных шагов городских властей стала необходимость всеми возможными способами увеличить количество АЗС в городе. В 1994 году мэр Анатолий Собчак пошел на беспрецедентные, но вполне законные меры - было издано распоряжение, разрешающее устанавливать контейнерные заправочные станции. Впервые появилась настоящая альтернатива тому государственному имуществу, что унаследовали от советской экономики акционерные общества, созданные по указу Бориса Ельцина. Это были совсем новые структуры, не арендаторы, а новые операторы топливного рынка, которые, получив кредиты в коммерческих банках, активно развернули строительство этих контейнерных заправочных станций. Несмотря на то, что такой тип заправок не отвечал пожарным и экологическим нормам, этот шаг помог снять напряжение на рынке нефтепродуктов. В сентябре 1994 года по инициативе заместителя мэра Санкт-Петербурга Владимира Путина была образована Петербургская топливная компания. Она создавалась объединенными усилиями администрации города и питерских предпринимателей. Основной целью создания ПТК было наладить бесперебойное снабжение городских предприятий топливом, восстановить деятельность автозаправочных станций. Большинство из них были по-прежнему оснащены старым оборудованием. Исключение составляли лишь несколько АЗС, которые в начале 90-х были арендованы компанией "Петронефтесервис". Первыми были реконструированы автозаправочные станции на Московском проспекте и на Васильевском острове. Следом - приятный внешний вид приобрели АЗС на улице Савушкина и в Лигово, но это были просто отремонтированные АЗС. С появлением на рынке Петербургской топливной компании процесс реконструкции старых АЗС активизировался. Сама жизнь заставила заниматься этим процессом, так как старые заправки приходили в негодность, их техническое состояние было катастрофическим. Первые реконструированные АЗС ПТК появились в 1997 году. Процесс строительства новых заправочных комплексов стал активно развиваться после выхода нового распоряжения губернатора о ликвидации контейнерных заправочных станций. Их владельцам было предложено установить на этих земельных участках, где было возможно по нормам, вместо уходящих в прошлое контейнерных станций - новые современные заправочные комплексы. Что и было сделано фактически всего за два года. Сегодня из 111-ти контейнерных станций остались единицы. Судьба мелких предпринимателей, начинавших бизнес с аренды АЗС, сложилась по-разному. Те, кто работал на получение сиюминутной прибыли, забыты. Их предприятия перестали существовать, не выдержав рыночной конкуренции. Фирмы, работавшие на перспективу, благополучно развиваются и сейчас. О тенденциях на современном городском топливном рынке читайте в одном из следующих номеров.
Комментарии