Конфереция

www.au92.ru начинает вести летопись российского топливного рынка

Наверно, любой человек, окончивший среднюю школу, знает бессмертное произведение А.Островского 'Как закалялась сталь'. История строительства и развития в России (Советском Союзе) сети автозаправочных станций еще ждет своего летописца. Мы не претендуем на эту выдающуюся роль, но думаем, что современному читателю было бы интересно узнать о том, как зарождался и развивался рынок светлых нефтепродуктов России и Санкт-Петербурга. Развитие сети автозаправочных станций напрямую связано с развитием транспорта. В довоенные годы автомобильного транспорта было относительно немного, и практически весь он был государственным. Были, конечно, когда машинами в качестве поощрения получали ветераны и передовики производства. Однако эти случаи были настолько малочисленны, что не портили общей статистики. После войны появилось много трофейных автомобилей, да еще выпустили отечественную 'Победу', но частного транспорта все равно в Советском Союзе было мало. Эту ситуацию не смогли переломить даже появившиеся чуть позднее 'Москвичи' и 'Волги'. Соответственно, и сеть АЗС была слаборазвитой, но вполне удовлетворявшей спрос относительно немногочисленного парка советских автомобилей. Все предприятия нефтепродуктообеспечения (добывающие, перерабатывающие, нефтехранилища, трубопроводы, АЗС) объединял государственный монстр под названием 'Госкомнефтепродукт'. В 60-х годах отечественная нефтяная промышленность выпускала бензины с октановыми числами 66, 72, 76, а также дизельное топливо. Наличного расчета на АЗС в то время не существовало - топливо отпускалось только по талонам. Их было два вида - государственные талоны (для государственного автотранспорта) и талоны единого рыночного фонда (для частных автовладельцев). Государственные талоны распределялись централизованно по госпредприятиям. Каждое предприятие имело строго ограниченный ежемесячный лимит потребления топлива, превышать который было нельзя. Если же предприятию требовалось больше топлива, чем было положено по норме, то приходилось идти на поклон к чиновникам Госснаба и унизительно вымаливать у них дополнительные топливные ресурсы. Вместе с тем, цены на топливо были смехотворно низки: 7 - 9 копеек за литр. Таковы парадоксы плановой экономики. Платить за поставки топлива госпредприятия должны были три раза в месяц: строго по 1-го, 11-го и 21-го числа. Частные автолюбители заправлялись по талонам единого рыночного фонда, которые в свою очередь приобретали в магазинах наряду с товарами народного потребления. Для них лимитов на объемы приобретаемого топлива не было. Строительство же бензоколонок, как и всех предприятий нефтепрома, осуществлялось в соответствии с государственными планами развития отрасли. В городах АЗС строились вблизи автотранспортных или крупных промышленных предприятий, в провинции - вдоль основных транспортных магистралей. Все АЗС тогда находились на балансе у нефтебаз, с которых и получали топливо. На нефтебазы топливо поступало с нефтеперерабатывающих заводов. Только в Москве и Ленинграде АЗС были на балансе у комбинатов автообслуживания (КАС). Можно уверенно сказать, что таких комбинатов было два не только в СССР, но и во всем мире, поэтому они вполне были достойны занесения в книгу рекордов Гинесса. В середине 60-х годов прошлого века в Москве насчитывалось примерно 250 АЗС, а в Ленинграде - 115. Существенный толчок в развитии сети АЗС в СССР произошел с началом выпуска массового народного автомобиля 'Жигули' на Волжском автомобильном заводе, построенном в Тольятти в 1970 году. 'Жигули' заправлялись бензином А-92, тогда как государственный транспорт по прежнему ездил на 72-м и 76-м (66-й бензин к тому времени уже вышел из употребления). 92-й бензил стоил дороже - 20 копеек за литр. Тем не менее, талонная система оплаты топлива изменений не претерпела. Более того, на тех АЗС, где заправлялся государственный транспорт, частные автомобили заправляться не могли; любое нарушение строго каралось милицией. Специальные талоны существовали для машин, приезжавших в СССР 'из-за бугра'. Дело в том, что к тому времени они ездили на 95-м бензине, который еще не получил у нас распространение. Поэтому талоны были только на 95-й бензин и предназначались только для 'иномарок'. Кроме специальных талонов для интуристов были специально определены АЗС, на которых они заправлялись. При въезде на территорию СССР зарубежным водителям выдавались списки-схемы с АЗС, на которых заливали 95-й. Сами же автозаправочные станции, на которых заправлялся заграничный транспорт, были под неусыпным контролем властей. Они были более благоустроенными по сравнению с другими АЗС, на них более тщательно отбирался персонал. Каждую весну они инспектировались высокими комиссиями из Москвы, которые досконально проверяли готовность АЗС к очередному сезону. Топливно-раздаточные колонки (ТРК) для АЗС были, в основном советского производства, небольшое количество импортировали из братской Чехословакии. Первые ТРК были циферблатными: как на часах стрелка индикатора отсчитывала порции по 5 литров топлива (и это был минимальный объем заправки). Такие ТРК уже практически нигде не встретишь - разве что увидишь в фильмах советской эпохи, например - в 'Королеве бензоколонки'. На смену им пришли роликовые ТРК: на них цифры, показывающие количество отпускаемого топлива вращались на роликах. Эти ТРК отсчитывали каждый литр (соответственно, таким же стал и минимальный объем налива топлива). Они еще сохранились в нашем городе на старых АЗС. Талонная система оплаты топлива впервые дала трещину в самом начале 80-х годов прошлого века. Тогда, в преддверии Московской олимпиады около 20 столичных АЗС были переведены на оплату только на наличный расчет. Окончательно же она рухнула в разгар 'Перестройки' - в начале 90-х. Государственные талоны и талоны единого рыночного фонда были отменены. Но тут возникла другая проблема: если частник спокойно стал заправляться за наличку, то как быть с государственным транспортом - не выдавать же водителю наличные деньги? Выход был найден сколь быстрый, столь и простой: талоны вернулись, только теперь они стали называться сервисными абонементами. А вот искусственное разделение АЗС на те, где заправлялся государственный транспорт и на те, где заправлялись рядовые автолюбители, было упразднено окончательно. Страна вступала в новую эпоху. Глобальные изменения, затронувшие наше общество, не обошли стороной и Госкомнефтепродукт. О том, кто занял место государственное предприятие, читайте во второй части нашего повествования.
Комментарии