Конфереция

Контроль качества топлива может быть полностью возложен на саморегулируемые организации

Правительство РФ намерено упразднить некоторые функции Минэнерго. В случае, если предложения Правительственной комиссии по проведению административной реформы будут приняты, государственные органы, контролирующие качество нефтепродуктов, упразднят, а их функции будут выполнять так называемые саморегулируемые организации. Проект закона "О саморегулируемых организациях", внесенный летом 2003 года, был принят в первом чтении Государственной Думой в октябре. Первой реакцией на подвижки в принятии проекта стало высказывание петербуржца Григория Томчина, до недавнего времени руководившего Комитетом Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству. Он заявил, что "после поддержки закона депутатами можно говорить, что административная реформа становится реальностью". Кроме того, Томчин отметил, что с принятием данного Закона коррупционная нагрузка на бизнес заметно снизится. "Коррупционная составляющая снижает эффективность бизнеса почти на треть, а передача на уровень саморегулирования процедур выхода на рынок и вывода с него недобросовестных участников удешевит эту нагрузку вдвое", - отметил руководитель петербургского отделения СПС. Тот факт, что повышение роли саморегулируемых организаций не за горами, 5 декабря 2003 года подтвердил первый заместитель министра экономического развития и торговли Михаил Дмитриев, который заявил, что Минэкономразвития намерено вывести оценочный и аудиторский виды деятельности из-под государственного контроля. Для ускорения этого процесса Минэкономразвития подготовило поправки к действующим Законам. Тогда же первый заместитель Германа Грефа подчеркнул, что в ближайшее время "по целому ряду отраслей будут приняты решения по упразднению надзорных и контрольных функций государства и передачи их саморегулируемым организациям". А в прошлый четверг на заседании Правительства Российской Федерации было принято решение в целом согласиться с предложениями Правительственной комиссии по проведению административной реформы по отнесению ряда функций государственного регулирования к избыточным, дублирующим, требующим сокращения масштабов реализации либо нормативного уточнения. Об этом сообщает пресс-служба правительства РФ. В частности дублирующими были признаны некоторые функции Минэнерго России. В связи с этим, с 1 марта 2004 г. Министерство будет освобождено от следующих функций: решение вопросов размещения и строительства крупных объектов ТЭК, а также осуществление государственного надзора за эффективным использованием энергетических ресурсов в Российской Федерации, государственного контроля и надзора за качеством и рациональным использованием нефти, газа, угля, торфа, горючих сланцев и продуктов их переработки, электрической и тепловой энергии. Означает ли это, что вместе с функциями Минэнерго будут упразднена и одна из ее важнейших структур - Нефтяная инспекция - в настоящее время не ясно. Хотя однозначно можно говорить о том, что она будет лишена части своих основных функций. СРО заменит систему взяток Естественно, сотрудники надзорных органов принимают перспективу упразднения Инспекций и передачи полномочий по контролю представителям бизнеса со скептицизмом. Однако государственные подвижки комментируют тактично, приводя в пример зарубежный опыт. Так, начальник Нефтяной инспекции ФГУ "Балтгосэнергонадзор" (кстати, инспекция была недавно переименована) Василий Смеречук на вопрос корреспондента www.au92.ru о состоятельности реформы ответил: "Ни в одной стране мира нет аналога российскому законопроекту о СРО. Да и в русском языке нет такого нелепого термина. Любой хозяйствующий субъект на рынке является саморегулируемым, а действующий Федеральный закон "О некоммерческих организациях" создает правовую основу для объединения юридических лиц в союзы, ассоциации, партнерства и пр.". В самом деле, трудно не согласиться с инспектором - во всех государствах процесс создания союзов и ассоциаций происходил естественным путем, без всяких специальных законов, а в России пытаются существующую систему государственного контроля подменить некоторыми демократичными новообразованиями, четкое представление о которых сформировали пока еще не все представители топливного бизнеса. Топливники в основной своей массе предполагают, что СРО позволит заменить систему взяток, легальным перечислением в СРО вступительных, членских и целевых взносов. И эти оценки полностью совпадают с теми пояснениями, которые были даны к Закону его авторами. Помимо моментов, носящих антикоррупционный характер, существует еще один немаловажный момент - члены СРО должны будут играть по правилам, установленным руководством саморегулируемых организаций. Однако сегодня, даже с учетом некоторых пояснений, трудно представить, как будут действовать такие организации. К примеру, в части контроля качества светлых нефтепродуктов. Однако не поспоришь и с тем, что Инструкция по контролю и обеспечению сохранения качества нефтепродуктов в организациях нефтепродуктообеспечения, предложенная в этом году Министерством энергетики РФ в качестве основного документа, регулирует порядок проведения химических анализов. А Положения о системе контроля качества моторного топлива на предприятиях нефтепродуктообеспечения Санкт-Петербурга, подготовленные инспекцией позволяют всего лишь разграничить полномочия. Последние годы вопрос оборот нефтепродуктов не контролируется. А качество на рынке обеспечивают отдельные топливные операторы. Они же, являясь членами некоммерческого партнерства "нефтяной клуб Санкт-Петербурга", неоднократно обращались к горадминистрации с предложениями по усилению контроля качества доступными средствами без финансовых вливаний. Бизнес и контроль Более четкое представление о контроле качества саморегулируемыми структурами имеет Российский топливный союз, президент которого, Сергей Борисов, в эксклюзивном интервью агентству www.au92.ru назвал Административную реформу своей отдушиной. Так, на заседании Совета директоров и Наблюдательного Совета РТС, прошедшем 10 декабря в Смольном, между топливниками и представляющим петербургский инспекторат Василием Смеречуком завязался нешуточный спор. Каждая из сторон имеет собственное представление о том, как должен осуществляться контроль над качеством реализуемых в Петербурге ГСМ. Начальник нефтяной инспекции заявил о необходимости ужесточения контроля за счет вывода на линию дополнительных единиц техники и увеличения штата сотрудников. Предполагалось также участить проверки, сведя их к ежеквартальным. Это и некоторые другие предложения были переданы в Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга. Как сообщает Василий Романович, сегодня в КЭРППиТе рассматривается вопрос финансирования этого проекта. А в середине текущего года Нефтяная инспекция предложила городскому правительству проект Положений о системе контроля качества моторного топлива на предприятиях нефтепродуктообеспечения Санкт-Петербурга. По оценкам аналитиков Комитета, в проекте было несколько "белых" пятен. Так, из системы контроля качества, предложенной инспекцией, выпадали расходные склады, через которые, как общеизвестно, сегодня проходит значительная часть нефтепродуктов. Кстати, о качестве хранимого там топлива свидетельствуют результаты проверок мест хранения ГСМ, проведенных ФГУ "Балтгосэнергонадзор" в ноябре месяце. Итоги проверок опубликованы www.au92.ru 22.12.03 г. Однозначно из них следует вывод, что практически на всех проверенных расходных складах хранится некачественное топливо. Представители топливного бизнеса предлагают принимать решения в части контроля качества нефтепродуктов на федеральном уровне. В частности, с помощью внесения поправок в Главу "Акцизы" Налогового кодекса, где помимо схемы распределения акцизов на ГСМ подробно описаны ставки косвенных налогов на каждый вид горючего. Известно, что благодаря нулевой ставке акциза на прямогонный бензин на топливном рынке резко увеличился объем продаваемых суррогатных бензинов. Обычно производство и продажу таких топлив практикуют мелкие и средние компании, пытающиеся сэкономить на собственном имидже. Крупные компании, напротив, стараются объединить усилия в борьбе с "прямогонщиками". Меморандум против суррогата Итак, топливникам предоставят возможность самим влиять на процесс. Улучшится ли от этого качество продаваемого в России топлива - неизвестно. Но в Петербурге уже сейчас создаются предпосылки для усиления контроля самими топливными операторами. Напомним, что в этом году ЗАО "Петербургская топливная компания" выступила с инициативой заключения Меморандума между несколькими крупными игроками топливного рынка Петербурга. Сегодня о своем желании присоединиться к программе, предложенной ПТК, заявила дочерняя компания ЮКОСа - торговый дом "ЮКОС-М". С проектом Меморандума можно будет ознакомиться на портале www.au92.ru в начале следующего года. P.S. Нужно отметить, что законопроект "О саморегулируемых организациях" (СРО) преподносится российской общественности как весьма прогрессивный, демократичный и необходимый в условиях административной реформы. Утверждается, что разработка законопроекта соответствует приоритетным направлениям административной реформы в 2003-2004 годах, которыми в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 июля 2003 года "О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах" предусматривается развитие СРО. Можно только надеяться, что закон о СРО будет защищать интересы субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности, а также влиять на усиление ответственности бизнесменов перед потребителями. www.au92.ru будет следить за развитием событий.
Комментарии