Конфереция

Государство решило повторить эксперимент. Площадка прежняя - схема схожая

Члены Совета директоров и Наблюдательного Совета Российского топливного союза на заседании в среду подвергли сомнению поправки Минфина, принятые накануне вместе с проектом федерального бюджета страны на 2004 год. Напомним, что данные поправки касались изменения порядка распределения акциза на нефтепродукты между регионами. Согласно Федеральному Закону N 110-ФЗ, определяющему порядок уплаты акциза на нефтепродукты, 60% платежей остаются в казне субъекта и формируют региональный дорожный фонд, оставшиеся 40% поступают в федеральный бюджет. Трудно поверить, что законодатели, разработавшие данный Закон, верили в то, что предложенная ими схема будет работоспособна и в ходе сбора акциза каждый регион сможет пополнить свой дорожный фонд и наконец-то отремонтировать дороги. О том, что ситуация сложится в пользу нескольких и без того благополучных регионов, аналитики Российского топливного союза говорили еще в начале года. Как ни печально, прогнозы РТС оправдались: восемь регионов, на территории которых есть нефтеперерабатывающие мощности, смогли в полной мере покрыть план уплаты акциза. Статистика МНС подтверждает, что, по итогам девяти месяцев, более 40% акцизов собраны четырьмя субъектами РФ. Наиболее успешно поступления от акцизов вливались в бюджет Москвы (15,5% всего российского сбора этого налога), Башкирии (11,3%), Омской области (8,3%) и Мордовии (5,6%). Столь впечатляющих результатов эти регионы добились из-за того, что нефтяные компании и принадлежащие им перерабатывающие заводы на вполне законных основаниях проигнорировали новый порядок и предпочли работать по прежней схеме, уплачивая акциз там, где им это выгодно. В розничном звене на выбор места уплаты акциза влияли реверансы со стороны региональных властей, вынужденных предоставлять нефтяным компаниям налоговые и иные льготы - лишь бы получить от них отдачу в качестве бензинового акциза. Несправедливой существующую систему сочла Счетная палата, проведшая плановые проверки. В ее же стенах было принято решение о необходимости принятия новой методики перераспределения акцизных сборов. На предложение палаты откликнулся Минфин. Министерство, возглавляемое Кудриным, предложило внести коррективы в схему распределения собранных средств. Так что, в следующем году 40% по-прежнему достанется федеральному бюджету, 10% останется в регионах, где уплачивается налог; оставшиеся 50% будут распределены между регионами через казначейство по специальной методике и для каждого субъекта отдельно с учетом коэффициента. В основу расчетов закладываются протяженность дорог на территории области, их загруженность и количество зарегистрированных транспортных средств. Вместе с тем новый порядок распределения налога не учитывает ряд факторов, например, объем транзитных перевозок и протяженность проселочных дорог. В результате, топливники вновь возвращаются к мысли о том, что их интересы, несмотря на наличие новой схемы, соблюдаться не будут, а топливный бизнес опять станет площадкой для законодательного эксперимента. Кроме того, в настоящий момент нефтетрейдеров волнует тот факт, что расчеты авторы налогового проекта построены на основе новых цен на акцизы. Так, в 2004 году акциз на автомобильный бензин с октановым числом до 80 установлен в размере 2462 рубля за тонну. Для автомобильного бензина с иными октановыми числами - 3360 рубля за тонну, а на дизельное топливо - 1000 рублей за тонну. Бесспорно, и на этот раз в выигрыше останутся те субъекты, чьи губернаторы смогут вовремя договориться и пустить в ход так называемые "административные рычаги". В Петербурге рычаг, позволивший "наставить бизнес на путь истинный" в прошлом месяце нашла губернатор города Валентина Матвиенко. Проведя ряд собеседований с нефтетрейдерами, Валентина Ивановна добилась того, что обязательством приобрести Свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами и приступить к уплате акциза в городской бюджет заручилось большинство из приглашенных к диалогу компаний. И в настоящее время, по данным УМНС по Санкт-Петербургу и Ленобласти, акциз с нефтепродуктов в городской бюджет уплачивают 11 операторов топливного рынка, среди которых "ПТК Терминал", "ЛУКОЙЛ Северо-Западнефтепродукт", ООО "Несте СПб", "Балт-Трейд-Терминал", "Балтик-Петролиум", "Норд-Вест-Ойл инк", "Гранат", "Рекорд", "Завод им. Шаумяна", "Нефтебаза "Красный нефтяник". Прибегали к практике административного воздействия власти Краснодарского края, Тюмени, Адыгеи, Еврейского автономного округа и, вероятно, других регионов страны. Напомним, что в данной ситуации активную позицию занял российский топливный союз. Так, в течение года дирекция Союза неоднократно предлагала изменить существующую схему уплаты акциза, ввести систему единого налога на вмененный доход. Однако, получив поддержку в данном вопросе Минэкономразвития, РТС нашел противников в Министерстве России по налогам и сборам и в Министерстве Финансов РФ. Одновременно с этим предложением РТС его членами, в частности некоммерческим партнерством "Нефтяной клуб Санкт-Петербурга" высказывались и другие - направленные на усовершенствование, а вернее упрощение, предложенной впервые схемы.
Комментарии