По просьбе Минприроды
"Сургутнефтегазу" не удалось доказать в суде обоснованность своих претензий на постоянную лицензию на освоение Талаканского нефтегазового месторождения. По ходатайству Минприроды Якутский арбитражный суд перенес слушания на неопределенный срок. Впрочем, аналитики полагают, что "Сургутнефтегаз" все равно получит лицензию на Талакан. Но случится это в следующем году, когда чиновники в третий раз разыграют ее на аукционе.
Запасы Талаканского месторождения - 124 млн т нефти и 47 млрд куб. м газа. В 2001 г. конкурс на Талакан выиграл "Саханефтегаз", предложивший бонус в $501 млн. Но компания не смогла выплатить этих денег, и итоги конкурса аннулировали. В 2002 г. объявленный аукцион по Талакану был отменен. Тогда же "ЮКОС" купил контрольный пакет "Саханефтегаза". Работы на Талакане вела "дочка" "Саханефтегаза" - "Ленанефтегаз" на основе временных лицензий, которые МПР выдавало ежемесячно. Последняя из них истекла 10 октября. Новую чиновники не выдали, и "Ленанефтегаз" прекратил добычу.
Новый аукцион по Талакану чиновники планируют провести во II квартале 2004 г. Конкретную дату тендера Минприроды обещало объявить еще в ноябре, но до сих пор этого не сделало. А до момента проведения конкурса чиновники решили привлечь к разработке Талакана "Сургутнефтегаз", которому в конце октября решили выдать краткосрочную лицензию на освоение этого месторождения. Но "Сургутнефтегаз" не стал получать ее. Компания подала иск к Минприроды и правительству Якутии с требованием выдать ей постоянную лицензию на освоение Талакана. Бонус "Сургутнефтегаза" на сумму $61 млн был вторым - после "Саханефтегаза" - по размеру из предложенных на конкурсе. Поэтому компания считает, что лицензия должна напрямую перейти к ней от "Саханефтегаза".
Вчера в арбитражном суде Якутии должны были состояться первые слушания по иску "Сургутнефтегаза". Но, как сообщил "Ведомостям" чиновник Минприроды, по просьбе этого ведомства слушания были перенесены на неопределенный срок. По его словам, МПР попросило суд отложить слушания, так как "его не оповестили о предстоящем судебном разбирательстве, - не ехать же за тридевять земель в Саха-Якутию без судебного определения". Впрочем, как признается собеседник "Ведомостей", есть и еще одна причина: Минприроды просто "не сформулировало свою позицию по вопросу Талакана", так как подобных прецедентов еще не было.
Впрочем, чиновник другого министерства, знакомый с ситуацией вокруг Талакана, считает, что его коллегам бояться нечего. По его словам, закон на стороне МПР, ведь в законодательстве о недрах нет понятия "второй победитель". "Этот суд Минприроды в конечном итоге выиграло бы, но ему судебные разбирательства в условиях приближающегося тендера ни к чему, - полагает чиновник. - МПР хочет выставить на тендер юридически чистое месторождение, конкурсы по которому уже дважды отменялись со скандалом".
"МПР может затягивать процесс из-за того, что в министерство еще не спустили сверху политическую команду - давать лицензию "Сургутнефтегазу" или объявлять новый конкурс, - полагает аналитик ИК "Проспект" Дмитрий Царегородцев. - Меня удивляет в этой ситуации "Сургутнефтегаз", никогда ранее не отличавшийся привычкой добиваться правды через суды". Впрочем, Лев Сныков из "НИКойла" полагает, что судебные баталии не помешают чиновникам и "Сургутнефтегазу" договориться об условиях продажи лицензии на аукционе. А Царегородцев полагает, что суд может быть "компромиссом" МПР и "Сургутнефтегаза" с целью застраховаться на случай возможных исков от других нефтяных компаний, если лицензию все-таки получит "Сургутнефтегаз". Якутский суд, говорит аналитик, скорее всего, определит, что аукцион по Талакану состоялся, его результаты отменены и никто из остальных претендентов не может получить лицензию. После этого МПР спокойно, "с чистого листа" проведет новый конкурс по Талакану и выдаст лицензию "Сургутнефтегазу". "Никто из остальных претендентов не сможет это опротестовать, используя результаты предыдущего аукциона", - резюмирует Царегородцев.