Конфереция

Коллизии осенних конкурсов

Волна топливных конкурсов нарастает. До нового календарного года остался месяц, а договора на поставку топлива предприятиям и организациям, финансируемым из бюджета, еще не заключены. Опять подготовка к конкурсам затянулась. Забыты инициативы администрации об оптимизации конкурсного производства, не до рассмотрения и реализации предложений топливных компаний. В такой суматохе на условия конкурсов уже мало кто обращает внимание, лишь бы поставки на следующий год не сорвать. Над крупными конкурсами контроль ослаблен. Над небольшими, кажется, потерян вовсе. Проверять конкурс, объем которого несколько десятков тысяч рублей в год, не представляет для чиновников интереса. К тому, же, затраты на его проверку будут выше, чем сам конкурс. Вот один пример. В прошедшем месяце был объявлен конкурс на право заключения контракта на поставку бензина и дизельного топлива для нужд ТУ Курортного района. Нововведение конкурса этого года - "разбитие территориального управления на лоты". ТУ Курортного района разбито на целых 9 лотов. Как декларируется журналом "Горзаказ", максимальная сумма одного из лотов составляет 27 тысяч рублей на год. Представители топливных компаний недоумевают - вводят ли данное нововведение для того, чтобы поделить между компаниями непосильный для выполнения заказ или просто не хотят обделить кого-то из участников тендера? Однако законодательство, регулирующее порядок проведения конкурсов, в последнее время не менялось, а цена издевательства - остаться без топлива. Итак, 27 тысяч рублей в год соответствует объему поставки на уровне 55 литров в неделю бензина марки Аи92. И эти 55 литров нужно разделить еще и на 4 вида топлива, которые нужны территориальному образованию. То есть, условно, примерно по 14 литров топлива каждого наименования в неделю. Для этого конкурсантам нужно предоставить возможность заправки на двух АЗС, собрать кучу бумаг, выкупить конкурсную документацию за 1 000 рублей, предоставить обеспечение конкурсной документации в размере 800 рублей. Теперь посмотрим с другой стороны. Рентабельность поставок топлива в адрес бюджетных предприятий уже давно не превышает 5 %. Путем несложных математических расчетов можно узнать, что размер заработка с данного лота соответствует : 1350 рублям в год. Отнимем стоимость самой конкурсной документации, остается 350 рублей в год. Ну а если сюда приплюсовать еще и затраты на конкурсное обеспечение - получается минус. Возможно, ошибку при данном расчете допустило не территориальное управление. Действительно, урезали, минимизировали и сами забыли, что надо контролировать. Но для чего тогда привлекать консультанта, коим выступило некоммерческое партнерство "Агентство развития недвижимости "Приморское шоссе". Можно опустить отсутствие связи между топливным рынком и агентством развития недвижимости. Но удручает, что над организацией поставки 55 литров в неделю работали минимум два человека. Также интересно, сколько ТУ заплатило за подобные "консультации" и не перекрыли ли они сумму самого конкурса по этому лоту. Данный лот - это маленький ручеек в полноводной реке организации конкурсов. И если сама река чистая, то кто станет обращать внимание на отдельные грязные ручейки. Опять же зря. Не стоит забывать, что именно из таких ручейков и складывается бюджет. При среднем объеме потребления топлива одним ТУ в 5 миллионов рублей в год (пускай и разделенным на 5, 10, 20 лотов), получается, что 18 из них требуют уже 90 миллионов. Опять же это немного. Но это только ТУ. А предприятия здравоохранения, ГУЖА и прочие-прочие. Сумма тянет на миллиарды. Любая загвоздка в конкурсе на поставку топлива, например, ГУП "Пассажиравтотранс" равносильна скандалу. Зато конкурсы в 20, 50, 100, 200 тысяч рублей в год, никого, кроме заказчика и определенного поставщика не интересуют. Слишком мелко. Не понятно, почему администрация не сформирует единые правила для всех конкурсов, где бы изменялся только объем поставки. В таком случае, условия конкурса ТУ Курортного и Колпинского районов были бы схожи, и не надо было бы привлекать консультантов. Кстати, среди условий конкурса, проводимого Колпинским ТУ, значится, что участник должен "иметь топливные билеты с неограниченным сроком в течение времени действия контракта". Интересно, что на топливном рынке Санкт-Петербурга такие билеты имеет только один оператор и он общеизвестен. Получается, что конкурсные требования писаны под него. И другим участникам, чтобы победить в конкурсе, необходимо пересмотреть свою сервисную политику, удовлетворяющую требованиям их клиентов. Ради права снабжать горючим одно из многочисленных ТУ на такие перемены едва ли кто согласится. Так уж получилось, что конкурсы на поставку топлива госпредприятиям никогда не проходили в Петербурге гладко. Требования к участникам, неожиданно возникающие обстоятельства все больше дискредитируют их организаторов и лишают топливников интереса к участию в них. О превратностях, с которыми столкнулись участники последнего конкурса, проводимого сегодня известным ГУПом, читайте в одном из следующих номеров www.au92.ru.
Комментарии