Конфереция

Семен Вайншток: "Новые функции брать не будем"

Государственная трубопроводная монополия "Транснефть" отложила в долгий ящик планы по выходу на международные финансовые рынки. Президент "Транснефти" Семен Вайншток объясняет это тем, что у компании хватит на инвестиции собственных денег, если, конечно, чиновники не заберут всю прибыль на дивиденды казне. - Прошлой осенью "Транснефть" строила амбициозные планы выйти на международный фондовый рынок, выпустить ADR и еврооблигации. Вы даже наняли на работу иностранного специалиста по связям с западными инвесторами. Но за минувший год компания ни разу не возвращалась к этим планам. А иностранный консультант уволился. Вы решили окончательно отказаться от выхода на международный фондовый рынок? - "Транснефть" всегда была равнодушна и к ADR, и к выпуску еврооблигаций. Этот вопрос интересовал исключительно владельцев привилегированных акций. И все. А менеджмент компании в этом участвовать не собирался. Нам от того, сколько сегодня на рынке стоят акции "Транснефти", ни жарко ни холодно. Я вообще считаю, что "Транснефти" это и не нужно было. У нас нет необходимости заявлять о себе на международных рынках. Мы, как "Мерседес", в рекламе не нуждаемся. Да, мы знакомились с западными инвесторами, изучали международный фондовый рынок. Но мы не столько хотели себя показать, сколько на других посмотреть. Что же касается нашего иностранного консультанта Ричарда Строна, то у него просто истек контракт, и по обоюдному согласию мы решили его не продлевать. - А почему "Транснефть" отложила выпуск облигаций на 12 млрд руб. ? Ведь ФКЦБ в конце концов дала добро и зарегистрировала проспект эмиссии. Вам не нужны деньги? - Учитывая сложившуюся на российском рынке ситуацию, нам невыгодно выпускать облигации. Тем более что у нас нет проблем с привлечением кредитных ресурсов. Мы будем ждать более благоприятной ситуации на рынке. Пока мы намерены ограничить наш кредитный портфель $1,2 млрд. Зачем обременять компанию заемными средствами? У нас хорошее финансовое состояние. Сомнений в том, что нам быстро удастся привлечь кредит, у нас нет. - А как же масштабные инвестпроекты компании? Например, строительство БТС? Кроме того, вы говорили, что нужны инвестиции на поддержание существующей трубопроводной системы. - Стоимость программы расширения Балтийской трубопроводной системы - $1,2 млрд, но мы намерены ограничиться займами в $850 - 900 млн, остальные деньги - наши собственные. Для поддержания трубопроводной системы "Транснефти", по моим расчетам, необходимо $1 млрд ежегодно. И эти деньги мы тоже найдем, не прибегая к займам. - За счет чего? - За счет эффективной работы и амортизации. Вообще, этот год для нас был очень удачным. В этом году мы надеемся принять от производителей на 41,5 млн т больше, чем в прошлом году, - порядка 416 млн т. За рубеж отправим на 21,3 млн т больше, чем в прошлом году. Наш доход увеличится на 10 млрд руб. по сравнению с прошлым годом и составит 110 млрд руб. - Минэкономразвития разработало основные принципы дивидендной политики. Согласно проекту госкомпании должны финансировать свои проекты за счет заемных средств, а всю прибыль отправлять на дивиденды. Это не очень-то укладывается в концепцию "Транснефти". Летом один из топ-менеджеров "Транснефти" сетовал, что слишком большие средства вы тратите на дивиденды, особенно по "префам", и грозился, что компания будет искусственно занижать чистую прибыль. - Мы очень законопослушная компания. Все, что положено по закону, владельцы "префов" получат. У нас нет возможности путем каких-то махинаций занижать прибыль. Не считаем это правильным. За 2002 г. чистая прибыль "Транснефти" была 13 млрд руб., и на дивиденды было направлено 2,6 млрд руб. - владельцы "префов" и правительство получили по 1,3 млрд руб. В этом году мы планируем чистую прибыль на уровне 20 млрд руб., соответственно, владельцы "префов" должны получить около 2 млрд руб. - То есть минимизировать прибыль, чтобы меньше платить дивидендов, вы не будете. А как же инвестиционные проекты "Транснефти"? Ведь вы сами сказали, что занимать не хотите. - Мы не будем минимизировать прибыль, если нас на это не подвигнут обстоятельства. Сегодня горячие чиновничьи умы видят хорошо работающее предприятие и полагают, что необходимо всю его прибыль отбирать на дивиденды. И если подобное мнение будет поддержано правительством, то компания задумается над тем, чтобы минимизировать прибыль. Сегодня "Транснефть" зарабатывает прибыль для того, чтобы развиваться, а завтра такой возможности у нас не будет. У любого хозяйствующего субъекта должен быть стимул - получение прибыли. А если наши чиновники придут к "соломонову" решению - всю прибыль отбирать, - они сразу спилят сук, на котором сидят. Они руководствуются тем, что бюджету нужны деньги, и это правильно. Но "Транснефть" за три года в 8 раз увеличила прибыль. И с нас, как с добросовестного налогоплательщика, государство получает достаточно в части налога. - Почему "Транснефть" не хочет выкупить часть "префов" на баланс компании? - Зачем? Эти акции ни на что не влияют. А иметь их для того, чтобы просто зарабатывать деньги, - это не ко мне. И потом это не очень правильно, менеджмент компании ведь владеет инсайдерской информацией. - У "Газпрома" есть собственные акции на балансе его "дочек", и он неплохо на них зарабатывает. - Значит, они умнее, чем мы. - Недавно в "Транснефти" сменился владелец привилегированных акций. Вы не знаете, кто их мог выкупить? - Не следил за этой ситуацией. Мне это совершенно неинтересно. - "ЮКОС" несколько лет лоббировал строительство нефтепровода Ангарск - Дацин для поставки нефти в Китай. "Транснефть" предлагала проект Ангарск - Находка. В результате правительство решило строить нефтепровод Ангарск - Находка с ответвлением на Дацин. Между тем еще в мае "ЮКОС" подписал с китайской CNPC соглашение о поставках в Китай 700 млн т нефти за 25 лет. Как вы считаете, существует ли риск того, что строительство нефтепровода в Китай будет заморожено в связи с арестом Михаила Ходорковского? - Неважно, какой маршрут для поставок нефти в Китай выбрало бы правительство, но предполагалось, что строить его в любом случае будет "Транснефть". Я всегда говорил, что стратегически важные трубопроводы должна строить государственная компания "Транснефть" и они должны быть государственными. Никого в подобные проекты пускать нельзя - ни иностранные, ни российские частные компании. Это должна делать управляемая государством структура. Речь идет о стратегическом направлении, это вопрос безопасности страны и влияния на международной арене. И передать это в частные руки я бы не рискнул. Хотя знаю, что китайцы очень хотели бы поучаствовать в строительстве этого трубопровода. Добыча - это другое дело. Но привести иностранного инвестора в нефтяную отрасль - небольшая заслуга. - Верховная рада Украины отказалась ратифицировать соглашение по транзиту нефти по проекту "Дружба - Адрия", предусматривающему дополнительную прокачку через Украину 5 млн т российской нефти в год. А до этого Хорватия грозилась остановить проект из-за ареста Михаила Ходорковского. Ведь его компания была одним из основных участников проекта... - Если вместе с "ЮКОСом" и ТНК под проектом "Дружба - Адрия" подписалась "Транснефть", то он будет реализован. Даже если в Хорватию не пойдет "ЮКОС", "Транснефть" обеспечит загрузку этого трубопровода нефтью других российских компаний. Никаких сомнений здесь быть не должно, тем более что подписано межправительственное соглашение. - Как вы оцениваете ситуацию вокруг "ЮКОСа"? - В отношениях "Транснефти" и "ЮКОСа" ничего не изменится. Я не вижу никакого ажиотажа и проблем в работе компании, она работает стабильно. Хотя, к сожалению, "ЮКОС", как и большинство российских нефтяных компаний, всегда был ориентирован на своего лидера. Так что трудно прогнозировать, что ждет его в будущем. - По нашей информации, ЦДУ ТЭК (Центральное диспетчерское управление, составляющее графики экспорта нефти по трубопроводам - ред.) может быть скоро упразднено. На практике "Транснефть" все равно уже координирует работу портов и составляет позиционные графики. Может быть, теперь за "Транснефтью" закрепят еще какие-нибудь дополнительные функции? Например, составления графиков транспортировки нефти по трубе. - Ничего нового в связи с расформированием ЦДУ "Транснефть" на себя не возьмет. Хотя надо признать, что, когда мы получили координаторство над портами и стали составлять позиционные графики, производительность портов увеличилась. Никакие новые функции мы на себя брать не будем. Не должен человек сам играть на фортепиано и сам же танцевать. - Когда-то "Транснефть" высказывала интерес к покупке контрольного пакета Вентспилского порта. А сегодня не передумали? - Я не уверен, что мы сегодня согласимся купить Вентспилс, даже если нам его предложат за $1. Сейчас это уже очень дорого. - Как в наступающем году изменятся тарифы на транспортировку? - Они предположительно будут повышены только на процент инфляции - примерно на 12,5%. - Как вы относитесь к инициативе депутата Юдина пересмотреть итоги приватизации "Славнефти"? - Это не то что невозможно - это вредно. Я считаю, что частные нефтяные компании работают гораздо лучше, чем государственные. Хорошая работа государственной компании - это как раз не правило, а исключение. - А давление со стороны президента и правительства ощущаете? - Скажем так: контроль со стороны правительства всегда присутствует. Например, вопрос привлечения иностранных кредитов мы рассматривали с председателем правительства. У нас уже была готова схема привлечения синдицированного западного кредита. Но председатель правительства решил, что в связи с избытком иностранных денег в России незачем привлекать извне еще. Поэтому мы привлекли деньги в России. Что касается "давления со стороны президента", то мы ощущаем его заинтересованность в развитии транспортной инфраструктуры и всяческую поддержку. О КОМПАНИИ АК "Транснефть" - нефтепроводный монополист и крупнейшая в мире трубопроводная компания, имеющая сеть нефтепроводов общей протяженностью 48 700 км. Компания перекачивает почти всю добываемую в России нефть (93%) как для внутренних потребителей, так и на экспорт. Все обыкновенные (голосующие) акции компании принадлежат государству (75% уставного капитала). Остальные 25% привилегированных акций принадлежат неизвестным частным акционерам. В I квартале 2003 г. чистая консолидированная прибыль "Транснефти" по МСФО выросла по сравнению с тем же периодом 2002 г. на 60% до 8 млрд руб. Выручка компании увеличилась на 16,8% до 25,7 млрд руб., затраты по основной деятельности - на 20% до 14,5 млрд руб. БИОГРАФИЯ Семен Михайлович Вайншток родился 5 октября 1947 г. в Молдавии. Окончил Киевский инженерно-строительный институт по специальности "инженер-строитель", позже - аспирантуру Тюменского нефтегазового университета. Кандидат социологических наук. В нефтяной отрасли работает с 1982 г. Занимал должности заместителя начальника НГДУ "Повхнефть", заместителя генерального директора "Когалымнефтегаза". С 1988 г. - заместитель гендиректора, а с 1993 г. - гендиректор АООТ "ЛУКОЙЛ-Когалымнефтегаз". В 1995 - 1999 гг. - вице-президент ОАО "ЛУКОЙЛ" - гендиректор ООО "ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь". В сентябре 1999 г. избран президентом АК "Транснефть".
Комментарии