"Транснефть" стремится быть не только транспортной, но и нефтеторговой компанией. Трубопроводная монополия просит вице-премьера Виктора Христенко включить в экспортный график 163 000 т нефти. Эти объемы "Транснефть" накопила, уменьшив технологические потери при транспортировке, и считает своими. Нефтяники с этим не согласны.
Президент "Транснефти" Семен Вайншток, как бывший нефтяник, не может смириться с тем, чтобы его компания оставалась только сервисной. "Транснефть" хочет не только транспортировать, но и добывать нефть. В 2001 г., когда для строительства Балтийской трубопроводной системы (БТС) понадобилось дополнительное финансирование, "Транснефть" научилась добывать нефть в собственных трубопроводах. Как поясняет вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев, при транспортировке нефти возникают технологические потери, связанные с неточностью измерительных приборов, испарениями резервуарного парка и др. "Нормативы этой так называемой естественной убыли в свое время доходили до 2% от объемов прокачки. Проведя инвентаризацию в 2001 г., мы обнаружили около 200 000 т "лишней" нефти. Плюс еще 200 000 т забрали из неиспользуемых трубопроводов. Эти объемы мы тогда реализовали на экспорт и вложили средства в строительство БТС и порта Приморск", - вспоминает Григорьев. Источник, близкий к монополии, говорит, что эту нефть Торговый дом "Транснефть" продал трейдеру Glencore, выручив более $50 млн.
Григорьев утверждает, что с тех пор таких операций не проводилось. "Нам не нужна левая нефть. "Транснефть", наоборот, выступает за понижение нормативов естественной убыли нефти при транспортировке", - говорит он.
Однако, как выяснилось, "Транснефть" продолжает приторговывать "лишней" нефтью. Источник в одной из нефтеторговых компаний рассказывает, что недавно "Транснефть" обратилась к вице-премьеру Виктору Христенко (он возглавляет комиссию по доступу к магистральным трубопроводам) с просьбой поставить в экспортный график 163 000 т нефти трубопроводной монополии. А сотрудник Минэнерго заявил "Интерфаксу", что в августе совет директоров "Транснефти" одобрил продажу излишков нефти, образовавшихся в трубопроводах, в размере 400 000 т на внутреннем рынке. По данным чиновника, они были реализованы группе самарских заводов компании "ЮКОС". В самом "ЮКОСе" не смогли прокомментировать эти данные.
Григорьев эти сведения отвергает. "Нет, никогда ничего такого у нас с "ЮКОСом" не было, - заявляет он. - Мы не могли продать излишки просто потому, что в этом году еще не проводили их инвентаризацию. Предварительная оценка говорит, что их будет всего порядка 150 000 т. А что с ними делать, решит совет директоров". Впрочем, наблюдатели уверены, что Григорьев лукавит. По оценке чиновника Минэнерго, нормативы технологических потерь "Транснефти" составляют не менее 1,6 млн т нефти в год. А источник в крупной нефтяной компании полагает, что из допустимых потерь "Транснефти" удается сэкономить не менее трети, поэтому он считает цифру продаж "Транснефти" в 163 000 т "вполне реальной". "Но вообще-то эта нефть "Транснефти" не принадлежит. Раз ее удалось сохранить, то следовало бы вернуть нефтяникам, а не обращать в дополнительный доход компании", - говорит собеседник. В аппарате Христенко комментариев получить не удалось.
Комментарии