Малые производители нефти хотят потеснить крупных
Пока власти внимательно изучают бизнес крупных нефтяников, небольшие производители нефти решили воспользоваться моментом, чтобы отстоять свои права. Ассоциация независимых нефтегазодобывающих предприятий ("АссоНефть") планирует добиться рассмотрения изменений в законодательство уже в весеннюю сессию Госдумы. "Малые нефтяники" требуют увеличения экспорта, квоту на доступ к нефтеперерабатывающим заводам и выступают за сохранение государственной собственности на трубопроводы.
На долю малых и средних производителей нефти в России приходится примерно 6-10% производимой нефти (в прошлом году "малые нефтяники" добыли 24 млн тонн нефти), в то время как всего в нашей стране действует около 160 добывающих нефть предприятий. Однако генеральный директор "АссоНефти" Елена Корзун призналась на конференции "Перспективы независимого нефтебизнеса в СНГ и Балтии", что растущая добыча нефти в стране и отсутствие собственных перерабатывающих мощностей ухудшили положение независимых компаний, поэтому они решили добиться от правительства немедленного пересмотра условий их работы. Тем более что "малые независимые компании - национальные патриоты. У них нет планов диверсификации бизнеса и выхода на мировой рынок", было сказано на конференции.
Как пояснила "Финансовым Известиям" Елена Корзун, речь идет об установлении ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) от внутренней цены вместо мировой. "Производители не должны платить налог с виртуальной цены, по которой они никогда не продают нефть", - говорит глава ассоциации. Кроме того, малые и средние компании хотят ужесточить антимонопольное законодательство и прописать в законе право на 10-процентный объем переработки на НПЗ крупных компаний, а также закрепить доступ к трубопроводам больших компаний. Альтернативой, по словам Елены Корзун, могла бы стать товарная биржа: малые производители недовольны ценами, по которым нефтяные гиганты закупают их нефть, и считают, что их прямые потери из-за отсутствия свободного рынка в стране составляют $40 на тонну нефти. Чтобы этого избежать, ассоциация хочет добиться права на экспорт 75% добытой нефти (сейчас все производители имеют право отправлять по трубопроводам за границу 30% произведенной нефти).
Не слишком нравятся малым и средним предприятиям частные трубопроводы. "Наличие государственной системы транспорта - это гарантия существования и развития независимых производителей", - утверждает их предводитель. Недавно, например, на межпромысловом нефтепроводе Харьяга-Уса между небольшой компанией "Нобель Ойл" и "ЛУКОЙЛом" произошел конфликт. "ЛУКОЙЛ" расширил мощность этого трубопровода с 7 млн тонн в год до 12 млн и перепрофилировал его с приема нефтесодержащей жидкости на товарную нефть, которой у "Нобель Ойла" не было. Так "Нобель" осталась без трубы.
"Мы хотим вынести эти предложения в виде проекта на весеннюю сессию Госдумы. Речь не идет о преференциях и поблажках. Это выравнивание хозяйствования субъектов", - говорит Елена Корзун. А госсоветник при президенте Татарстана Ренат Муслимов вчера поделился опытом этого субъекта "в конструктивном сосуществовании независимого нефтебизнеса и вертикально-интегрированных нефтяных компаний". По его словам, в свое время глава "ЮКОСа" Михаил Ходорковский заявил, что после слияний и поглощений в России останется 2-3 нефтяные компании. "Нельзя вслух такое произносить. Надо об этом думать под одеялом... Сейчас процесс пошел хороший. Особенно с компанией "ЮКОС". Надо эти компании целенаправленно душить", - считает Ренат Муслимов.