Но нефтяникам этого недостаточно
"Транснефть" ударными темпами наращивает пропускную способность экспортных нефтепроводов. На минувшей неделе она ввела новые мощности на Балтийской трубопроводной системе (БТС), позволяющие дополнительно экспортировать 12 млн т нефти в год. В следующем году "Транснефть" увеличит пропускную способность экспортных нефтепроводов еще не менее чем на 21 млн т. Но и нефтяники, и аналитики уверены, что без новых проектов решить проблему дефицита экспортных мощностей не удастся.
В июле нынешнего года "Транснефть" увеличила мощность БТС в полтора раза - с 12 млн т до 18 млн т нефти в год. К концу года планировалось нарастить ее до 30 млн т. Однако компания управилась раньше. Как рассказал "Ведомостям" вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев, на прошлой неделе была пущена в эксплуатацию 700-километровая параллельная ветка нефтепровода Ярославль - Кириши - Приморск. На реализацию проекта компания затратила около 20 млрд руб., взяв два кредита на эту сумму в Сбербанке. К весне будущего года, обещает Григорьев, "Транснефть" увеличит резервуарный парк в порту Приморск и построит две нефтеперекачивающие станции (НПС). Это позволит довести пропускную способность системы до 42 млн т нефти в год. Суммарные затраты на расширение БТС составят $1,2 млрд. В перспективе, говорит Григорьев, мощность БТС планируется довести до 62 млн т в год. Сроки реализации этого проекта и необходимые инвестиции пока не определены.
В следующем году "Транснефть" планирует наращивать экспортные мощности и по другим направлениям. По словам Григорьева, за счет расшивки узких мест и строительства НПС в Белоруссии и Польше будет увеличена на 5 млн т в год прокачка на Польшу. Еще столько же даст международный проект "Дружба - Адрия". Если Украина даст добро на реверсивное использование трубопровода Одесса - Броды, то это даст прибавку еще в 9 млн т нефти ежегодно. "При таком росте экспортных возможностей надо очень тщательно просчитать, нужны ли нам новые крупные проекты в этой сфере, - резюмирует Григорьев. - И если нужны, то в каких масштабах".
Нефтяники приветствуют усилия "Транснефти" по развитию экспортной инфраструктуры, но в то же время не скрывают скепсиса в отношении БТС. Представитель крупной нефтяной компании называет Приморск "проблемным" портом. Зимой здесь нужны танкеры ледового класса, которых катастрофически не хватает. Сомневается нефтяник и в возможностях рынка северо-западной Европы: "Если мы бросим туда 62 млн т, то в один момент можем обрушить цены". Единственную перспективу собеседник "Ведомостей" видит в выходе на глобальные рынки, а для этого нужен порт вне внутренних морей - в Мурманске или Находке. Представитель другой нефтекомпании добавляет, что все усилия, предпринимаемые "Транснефтью" для расширения существующих экспортных направлений, не позволят угнаться за ростом нефтедобычи и, соответственно, потребностей нефтяников в экспорте. К тому же региональные рынки Европы уже тесны для России, говорит он.
Аналитик "Атона" Тимербулат Каримов считает, что предложения "Транснефти" решают проблему экспорта лишь в краткосрочной перспективе - на год-полтора. Поэтому России нужен еще один трубопроводный мегапроект. Китайское направление, полагает эксперт, из-за событий вокруг "ЮКОСа", вероятно, будет заморожено, тянуть трубу на Находку и строить там порт слишком долго, да и нет ясности с ресурсной базой для этого в Восточной Сибири. Поэтому оптимальным вариантом Каримов считает мурманское направление, ориентированное на имеющиеся месторождения в Западной Сибири.
Не столь категоричен Валерий Нестеров из "Тройки Диалог". Он обращает внимание на высокую неопределенность прогнозов роста нефтедобычи в России. Например, Международное энергетическое агентство считает, что в 2010 г. в стране будет добываться 410 млн т, т. е. практически столько же, сколько и сейчас, а российская энергетическая стратегия предусматривает рост добычи до 455 млн т. Поэтому, по его словам, потребность в создании мурманского экспортного направления, ориентированного на США, не очевидна. Дополнительными рисками этого проекта он называет отсутствие гарантий со стороны Америки на покупку российской нефти и окупаемость строительства трубы при цене нефти не менее $20 за баррель. Привлекательным и недорогим способом выхода российской нефти на глобальные рынки Нестеров считает трубопровод на территории Израиля, который начнет работать в конце ноября. По нему 50 млн т сырья в год может транспортироваться из Ашкелона в Средиземном море в Эйлат на Красном море и далее супертанкерами в страны Южной и Юго-Восточной Азии, а также Дальнего Востока.