Конфереция

Экспорт нефти растет

Но нефтяникам этого недостаточно "Транснефть" ударными темпами наращивает пропускную способность экспортных нефтепроводов. На минувшей неделе она ввела новые мощности на Балтийской трубопроводной системе (БТС), позволяющие дополнительно экспортировать 12 млн т нефти в год. В следующем году "Транснефть" увеличит пропускную способность экспортных нефтепроводов еще не менее чем на 21 млн т. Но и нефтяники, и аналитики уверены, что без новых проектов решить проблему дефицита экспортных мощностей не удастся. В июле нынешнего года "Транснефть" увеличила мощность БТС в полтора раза - с 12 млн т до 18 млн т нефти в год. К концу года планировалось нарастить ее до 30 млн т. Однако компания управилась раньше. Как рассказал "Ведомостям" вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев, на прошлой неделе была пущена в эксплуатацию 700-километровая параллельная ветка нефтепровода Ярославль - Кириши - Приморск. На реализацию проекта компания затратила около 20 млрд руб., взяв два кредита на эту сумму в Сбербанке. К весне будущего года, обещает Григорьев, "Транснефть" увеличит резервуарный парк в порту Приморск и построит две нефтеперекачивающие станции (НПС). Это позволит довести пропускную способность системы до 42 млн т нефти в год. Суммарные затраты на расширение БТС составят $1,2 млрд. В перспективе, говорит Григорьев, мощность БТС планируется довести до 62 млн т в год. Сроки реализации этого проекта и необходимые инвестиции пока не определены. В следующем году "Транснефть" планирует наращивать экспортные мощности и по другим направлениям. По словам Григорьева, за счет расшивки узких мест и строительства НПС в Белоруссии и Польше будет увеличена на 5 млн т в год прокачка на Польшу. Еще столько же даст международный проект "Дружба - Адрия". Если Украина даст добро на реверсивное использование трубопровода Одесса - Броды, то это даст прибавку еще в 9 млн т нефти ежегодно. "При таком росте экспортных возможностей надо очень тщательно просчитать, нужны ли нам новые крупные проекты в этой сфере, - резюмирует Григорьев. - И если нужны, то в каких масштабах". Нефтяники приветствуют усилия "Транснефти" по развитию экспортной инфраструктуры, но в то же время не скрывают скепсиса в отношении БТС. Представитель крупной нефтяной компании называет Приморск "проблемным" портом. Зимой здесь нужны танкеры ледового класса, которых катастрофически не хватает. Сомневается нефтяник и в возможностях рынка северо-западной Европы: "Если мы бросим туда 62 млн т, то в один момент можем обрушить цены". Единственную перспективу собеседник "Ведомостей" видит в выходе на глобальные рынки, а для этого нужен порт вне внутренних морей - в Мурманске или Находке. Представитель другой нефтекомпании добавляет, что все усилия, предпринимаемые "Транснефтью" для расширения существующих экспортных направлений, не позволят угнаться за ростом нефтедобычи и, соответственно, потребностей нефтяников в экспорте. К тому же региональные рынки Европы уже тесны для России, говорит он. Аналитик "Атона" Тимербулат Каримов считает, что предложения "Транснефти" решают проблему экспорта лишь в краткосрочной перспективе - на год-полтора. Поэтому России нужен еще один трубопроводный мегапроект. Китайское направление, полагает эксперт, из-за событий вокруг "ЮКОСа", вероятно, будет заморожено, тянуть трубу на Находку и строить там порт слишком долго, да и нет ясности с ресурсной базой для этого в Восточной Сибири. Поэтому оптимальным вариантом Каримов считает мурманское направление, ориентированное на имеющиеся месторождения в Западной Сибири. Не столь категоричен Валерий Нестеров из "Тройки Диалог". Он обращает внимание на высокую неопределенность прогнозов роста нефтедобычи в России. Например, Международное энергетическое агентство считает, что в 2010 г. в стране будет добываться 410 млн т, т. е. практически столько же, сколько и сейчас, а российская энергетическая стратегия предусматривает рост добычи до 455 млн т. Поэтому, по его словам, потребность в создании мурманского экспортного направления, ориентированного на США, не очевидна. Дополнительными рисками этого проекта он называет отсутствие гарантий со стороны Америки на покупку российской нефти и окупаемость строительства трубы при цене нефти не менее $20 за баррель. Привлекательным и недорогим способом выхода российской нефти на глобальные рынки Нестеров считает трубопровод на территории Израиля, который начнет работать в конце ноября. По нему 50 млн т сырья в год может транспортироваться из Ашкелона в Средиземном море в Эйлат на Красном море и далее супертанкерами в страны Южной и Юго-Восточной Азии, а также Дальнего Востока.
Комментарии