Конфереция

С.Д. Шаталов: 'Введение НДС-счетов лишит недобросовестных налогоплательщиков конкурентных преимуществ'

Система отдельных НДС-счетов, которую планируется ввести в действие с 1 июля 2004 года, подобна сильнодействующему лекарству. Она способна положить конец лжесхемам возмещения НДС. Но в то же время в своем чистом виде смертельно опасна для малого бизнеса. Это понимает статс-секретарь - первый заместитель Министра финансов РФ Сергей Дмитриевич ШАТАЛОВ. Наш разговор с ним состоялся спустя несколько дней после правительственного заседания, на котором обсуждались НДС-счета и другие предложения по усилению налогового администрирования. Сергей Дмитриевич, недавно Министерство финансов представило в правительство доклад, посвященный мерам по совершенствованию налогового администрирования в 2003-2004 годах. В частности, вы предлагаете разрешить налоговым органам налагать штрафы без обращения в суд, если налогоплательщик не оспаривает решения о привлечении его к ответственности. Насколько вероятно претворение этих планов в жизнь? По мнению некоторых наблюдателей, Минфин включил это предложение в пакет других поправок просто как разменную карту: - Сейчас Государственная Дума занята не столько законотворческой деятельностью, сколько подготовкой к выборам. Поэтому даже по самому оптимистичному прогнозу к рассмотрению этого вопроса депутаты уже нового созыва приступят только весной. Проблем с прохождением через Думу вопроса о наложении штрафов, думаю, не будет. Ведь он ни в коей мере не ущемляет прав налогоплательщика и направлен на упрощение процедуры привлечения к ответственности. Сейчас согласно Налоговому кодексу даже в случаях, когда налогоплательщик согласен уплатить штраф, но по каким-либо причинам не может немедленно исполнить требования налоговых органов об уплате помимо недоимки и пеней еще и санкций, налоговые органы вынуждены обращаться в суд. В результате суды рассматривают огромное количество мелких дел. А это лишние издержки как для государства, так и для налогоплательщиков. К слову сказать, среди предложений о совершенствовании налогового администрирования вопрос о взимании штрафов во внесудебном порядке далеко не самый главный. В скором времени придется решать вопросы с трансфертным ценообразованием, то есть со статьями 20 и 40 Налогового кодекса, и вопросы, связанные с налоговыми проверками. Это, на мой взгляд, проблемы куда более важные и сложные. Вы предвосхитили наш следующий вопрос: он как раз касается налоговых проверок. Насколько мы знаем, Минфин предлагает увеличить период, который может быть охвачен проверкой, с трех до пяти лет, а также ввести новый вид налогового контроля - оперативную проверку. - На самом деле эти предложения исходят от МНС России и требуют дополнительного обсуждения и уточнения. С налоговыми проверками связан целый комплекс вопросов, которые до сих пор не решены окончательно или решены не вполне удачно. Что касается предварительных предложений, поясню: под оперативной мы понимаем проверку, близкую по своему содержанию к встречной проверке. Это не полноценная налоговая проверка, а контрольное мероприятие. Оно проводится для того, чтобы определить, насколько достоверна информация, представленная другим (полноценно проверяемым) налогоплательщиком в налоговую инспекцию. Например, организация приобрела у своего контрагента тот или иной товар либо услугу и показывает счет-фактуру, который сопровождал эту сделку. Но налоговые органы вправе усомниться в подлинности этого документа и в самом факте сделки. Вот здесь и пригодится оперативная проверка. Налоговые органы должны иметь право выезжать к контрагенту и проверять наличие документов, подтверждающих сделку, смысл в этом? - Совершенно верно. Еще один вопрос о налоговом контроле. В том же докладе Минфина упоминается законопроект, касающийся момента уплаты налога. В частности, предлагается не считать налог уплаченным, если, передавая в банк платежное поручение на перечисление налога, налогоплательщик 'знал или должен был знать о том, что банк не исполняет надлежащим образом обязательства по ранее переданным его поручениям банку'. Ясно, что речь идет о пресечении уплаты налогов через проблемные банки. Но не кажется ли вам, что от этих мер могут пострадать и добросовестные налогоплательщики? - Мы не собираемся принципиально изменять подходы, которые уже закреплены Конституционным Судом[1]. Просто наши предложения зачастую неверно интерпретируют. На самом деле они сводятся не к тому, чтобы отменить правило, в соответствии с которым налогоплательщик не может отвечать за банк. Мы просто предлагаем уточнить, что обязанность по уплате налога считается исполненной с момента, когда банк списал средства со счета налогоплательщика. Давайте сменим тему. Сергей Дмитриевич, скажите, какова, на ваш взгляд, судьба единого социального налога? - Правительство приняло решение с 2005 года снизить ЕСН. К выплатам до 300 000 рублей должна будет применяться ставка 26 процентов, с 300 000 до 600 000 рублей - 15 процентов и свыше 600 000 - 2 процента. У депутатов есть альтернативные предложения. И в том и другом варианте - достаточно серьезное снижение эффективной ставки налога[2]: в правительственном - примерно на 5,8 процентных пункта, а в проекте депутатов - около 6,5 процентных пункта. Поэтому определенные разногласия между правительством и депутатами остаются. Но нам удалось убедить законодателей, что реформирование ЕСН нужно начать с 2005 года. Дело в том, что снижение этого налога - очень важное и принципиальное решение. Государство должно понимать, за счет каких средств будет впоследствии покрывать дефицит. Любой из предложенных вариантов снижения налога приведет к тому, что бюджет потеряет достаточно большие средства. По нашим оценкам - около 330-340 миллиардов рублей. Это вынуждает нас ставить и решать вопросы о повышении эффективности расходов фондов и, возможно, о передаче части расходов бюджетам разного уровня. Таким образом, реформу ЕСН нужно увязать с реформированием всей системы обязательного социального и медицинского страхования. Надеюсь, к весне 2004 года окончательные предложения по этому вопросу будут сформулированы. А какой, на ваш взгляд, должна быть оптимальная нагрузка на фонд оплаты труда, способная вывести зарплату из тени? - Если с точки зрения налогоплательщика, ответ очевиден: чем меньше - тем лучше. У государства более сложная задача: одновременное снижение налоговой нагрузки и обеспечение расходов, которые ему предстоят. Могу сказать, что в странах Восточной Европы работодатели с зарплат своих работников платят 40-46 процентов. В то же время по сравнению с государствами Западной Европы или США у нас нагрузка на фонд оплаты труда довольно высокая. К тому же она по-другому распределена. В западных странах, как правило, налоговая нагрузка распределяется между работодателем и работником поровну. Например, в США, Великобритании, Франции и Германии работодатели платят 7-9 процентов с фонда оплаты труда, и столько же - работники. Но такая система вряд ли приемлема в России. Совершенно очевидно, что нашим населением любое предложение о переносе части платежей с работодателей на работников будет воспринято однозначно - как отказ от 13-процентной ставки НДФЛ. Думаю, такие предложения правительство в обозримом будущем не будет даже обсуждать. Осенью Госдума должна в третьем, окончательном чтении принять законопроект о налоге на имущество. Проблем с его прохождением уже не будет? - К сожалению, не совсем так. У законодателей появилось желание вернуть законопроект во второе чтение и расширить перечень льгот. Но, на мой взгляд, его необходимо принять в том состоянии, в каком он сейчас[3]. Это серьезный источник доходов территориальных бюджетов. По нашим оценкам он принесет им около 178 миллиардов рублей. Кстати, пользуясь случаем, хочу призвать законодательные собрания субъектов РФ безотлагательно начать работу по подготовке своих законов о налоге на имущество. Если регион не опубликует свой закон до 1 декабря, в 2004 году он может вообще остаться без налога на имущество организаций. Сергей Дмитриевич, давайте поговорим об НДС. Ставка 18 процентов - предел или налогоплательщики могут рассчитывать на ее дальнейшее снижение? - Конечно, не предел, но дальнейшее снижение - это задача 2006 года. Насколько возможно уменьшить ставку, пока сказать трудно. В программе правительства предусмотрена цифра 16. Но в связи с теми решениями, которые были недавно одобрены, мне кажется, что в перспективе мы можем пойти и на более значительное снижение. Речь, видимо, идет о введении специальных счетов для расчетов НДС, параллельных расчетным счетам? - Совершенно верно. Введение НДС-счетов - принципиальное решение. И причины для их введения достаточно серьезные. За 1-е полугодие 2003 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сумма начисленного НДС увеличилась на 20 процентов. Одновременно возросла сумма к возмещению по внутренним операциям - почти на 40 процентов, а по экспортным и того больше - почти на 54 процента. Если так пойдет дальше, мы придем к тому, что возмещаемые суммы сравняются с начисленными, а может, и превзойдут их. Разумеется, эти цифры свидетельствуют вовсе не о росте экспорта продукции с высокой долей добавленной стоимости или о качественных изменениях на внутреннем рынке. Просто сформировался и бурно развивается бизнес, направленный на неправомерные зачеты и возмещения. Вы считаете, что система НДС-счетов положит конец таким схемам? - Конечно, нет. Невозможно изобрести универсальное средство, которое решит все проблемы, а тем более отменит необходимость создания системы эффективного налогового контроля. Лжесхемы останутся, но система НДС-счетов сделает их несравнимо более дорогостоящими и значительно более рискованными. Так просто 'спрятать' НДС уже не удастся. Банки будут ежемесячно представлять в налоговые органы информацию о движении средств по НДС-счетам, все операции фирм станут более прозрачными. Это может нанести болезненный удар криминальному бизнесу. Однако пресечение незаконного возмещения налога - это лишь один аспект, связанный с введением НДС-счетов. И может быть, не основной. Главное, на мой взгляд, что введение таких счетов может повлиять на философию налогоплательщиков и привести к серьезным макроэкономическим подвижкам. Поясню почему. Пока используются всякого рода лжесхемы, нарушается ключевой принцип налоговой системы - быть нейтральной и справедливой по отношению к разным категориям налогоплательщиков. Фирмы, которые сегодня пользуются такими схемами, имеют конкурентные преимущества перед добропорядочными налогоплательщиками. Последним остается два выхода: либо закрыться, либо работать так же, как конкуренты. Получается, что государство само, не проявляя должной жесткости, порождает недобросовестных налогоплательщиков. Эту ситуацию надо исправлять. Введение НДС-счетов лишит недобросовестных налогоплательщиков конкурентных преимуществ перед добросовестными. В этом я вижу главную задачу, остальное - дело техники. Но ведь предлагаемая система обернется дополнительными затратами и для добросовестных налогоплательщиков. Например, связанными с отвлечением из оборота значительных сумм, которые будут 'пылиться' на НДС-счетах. - Негативные моменты, конечно, есть. Это и частичное омертвление оборотных средств предприятий, и возможный единовременный ценовой всплеск до 2-3 процентов (цифра нуждается в дополнительном уточнении). Но проблемы эти можно решить. Взять хотя бы отвлечение средств налогоплательщиков. Попадая на спецсчет, деньги действительно замораживаются. Но налогоплательщики будут получать по ним проценты. А у банков появятся дополнительные кредитные ресурсы. Суммы, которые будут в течение нескольких месяцев вовлечены в систему НДС-счетов, - по нашим предварительным оценкам, порядка 100 миллиардов рублей. Кроме того, как вы знаете, с введением системы НДС-счетов предусмотрены компенсационные меры, направленные на смягчение налогового режима. Во-первых, будет введен уведомительный порядок возмещения НДС по экспортным операциям. Во-вторых, возможность зачета налога при капитальном строительстве - месяц в месяц. Кроме того, мы предлагаем вывести из-под налогообложения авансовые платежи по экспортным контрактам. То, что вы назвали, - скорее, удел крупного бизнеса. А как быть небольшому магазину, для которого лишиться части оборотных средств равносильно банкротству? - Вопрос малого бизнеса - пожалуй, единственный пока не до конца решенный вопрос, связанный с системой НДС-счетов. На первый взгляд система в ее чистом виде способна либо уничтожить малый и средний бизнес, либо просто заставить его уйти в теневой сектор. Особенно это касается организаций, использующих наличные денежные расчеты. Однако детальный анализ показывает, что не все так страшно. Эта система практически не создает проблем малому бизнесу, применяющему упрощенную систему налогообложения либо переведенному на уплату единого налога на вмененный доход. Теоретически проблемы могут возникнуть у более крупного бизнеса, приобретающего материальные ресурсы за наличный расчет и являющегося плательщиком НДС, поскольку у него не будут приниматься к вычету суммы 'входящего' налога по таким операциям. Существует две возможности: первая - установить порог, ниже которого не обязательно проводить средства через НДС-счета при наличных денежных расчетах (например, в Болгарии пороговое значение НДС - 500 евро). Вторая возможность - разрешить относить на расходы суммы НДС, уплаченные по таким операциям. Окончательное решение еще не принято, но каждый из двух вариантов снимает большинство вопросов. Например, у того же ресторанчика, приобретающего товары на рынке за наличный расчет, вообще практически ничего не изменится. Каковы плановые сроки введения системы НДС-счетов? - Запуск намечен на 1 июля 2004 года. С 1 января 2005 года планируется отменить налогообложение авансовых платежей по экспортным контрактам, ввести уведомительный порядок возмещения налога при экспорте и смягчить порядок применения налоговых вычетов при капитальном строительстве. Это предварительный график. Окончательные сроки мы должны представить в правительство к 1 декабря. Постараемся придерживаться тех сроков, которые я назвал. Ведь делать подарки налогоплательщикам намного приятней, чем предлагать непопулярные меры.
Комментарии