Конфереция

'Бункеровочная деятельность должна быть лицензирована'

Согласно решению арбитражного суда Петербурга и Ленинградской области, ЗАО 'Орлан-Эко' приступило к выплате штрафов за нанесенный экологический ущерб, вызванный серьезной аварией на принадлежащей компании барже 'Гага'. В результате пожара, случившегося на 'Гаге' в октябре 2002 года, баржа затонула, погибли люди. Часть находящегося в танках баржи мазута и дизельного топлива попали в акваторию Морского порта. Судебное решение выносилось по иску Балтийской специализированной морской инспекции Министерства природных ресурсов РФ, которую возглавляет Валерий Зайцев. - Валерий Михайлович, руководство ГУП "Пиларн", которое было задействовано на ликвидации аварии при разливе нефтепродуктов с 'Гаги', критиковало инспекцию за то, что она обратилась с иском в суд только спустя два месяца после случившегося и к тому же сумма штрафа была занижена в несколько раз. - Чтобы провести инспекцию и подготовить надлежащие документы для суда, требуется время. А сумму ущерба определил арбитражный суд. Он оценил ущерб, нанесенный природе, в 14,5 млн. руб. Инкриминировалось значительно больше. Но в соответствии с 78 статьей Закона РФ об охране окружающей среды, суд учел средства, которые виновник аварии затратил на ликвидацию ее последствий. ГУП 'Пиларн' в свою очередь тоже судился с ЗАО 'Орлан-Эко', требуя оплату за проведенные работы по ликвидации аварии. Насколько мне известно, ЗАО в итоге полностью рассчиталось с 'Орланом'. И выплаченные 'Пиларну' деньги, подтвержденные документально, были учтены при расчете ущерба. - Можно ли говорить о том, что авария полностью ликвидирована? - Мы брали пробы грунта на причале судостроительного завода 'Северная верфь', а также пробы воды. ГУ региональный центр 'Мониторинг Арктики', проведя анализ проб, дал заключение, что грунт грязный, но он загрязнен не только мазутом. Заводские причалы вообще, как правило, грязные. Береговую черту чистить надо. А работы по ликвидации аварии на акватории закончены. - Насколько часто происходят аварии, связанные с разливом нефтепродуктов? - Только на данный момент в производстве три аварии. В Ладожском озере на подходах к Шлиссельбургу утонул лесовоз, на борту которого было достаточно много топлива. Еще один лесовоз, теплоход 'Омский 137', принадлежащий Северо-Западному пароходству, сел в Финском заливе у Острова Соммерс на камни, пробив при этом шесть балластных танков. Известно, что у него на борту было 5 тонн топлива и 525 кг масла. К счастью, танки целы. И в Морском порту Санкт-Петербурга на 72 причале у иностранного сухогруза 'Елена Би', который ходит под флагом Сент-Винсента, образовалась трещина в топливном танке. Причина аварии выясняется. Ориентировочно вылилось 1, 4 тонны топлива. Работы по ликвидации аварии завершены. Инспекция выставила претензию страховому клубу судовладельцев в объеме 12 тыс. долл. Страховщик прислал нам гарантийное письмо, что ущерб будет возмещен. Сухогруз уже покинул наши берега. - Достаточно ли сил для ликвидации аварий? - Нет, недостаточно. Есть две городские компании - 'Пиларн' и 'Ленводхоз' Есть Балтийское аварийно-спасательное управление, которое является структурой Минтранса. Сейчас создается еще одна компания, которая будет работать в порту Высоцк. К сожалению, есть факты, когда аварии ликвидируются некачественно. Компания показывает в своих отчетах крупные цифры сбора топлива. Но фактически она собирает воду, в которой лишь незначительный процент топлива. - Не стало ли больше аварий в связи с созданием новых нефтеналивных терминалов в Ленинградской области? - Новые терминалы строятся в соответствии с международными экологическими требованиями. - Но есть и неприспособленные причалы? - Каждый причал как гидротехническое сооружение имеет свой паспорт. Беда в том, что лицензия на погрузоразгрузочные работы, обезличена. В ней не существует отметки, что причал может работать по перевалке нефтеналивных грузов. А для бункеровки, которая требует обязательного соблюдения ряда технологических и экологических требований, используются различные, в том числе и неприспособленные для этих целей причалы. Причем, бункеровочные компании, которые снабжают топливом суда для их внутренних нужд, растут как грибы после дождя. Такой бизнес ведет уже упоминавшийся здесь 'Орлан-Эко'. Процесс размножения бункеровочных компаний начался после того, как в 2000 году был принят новый закон о лицензировании, отменивший лицензии на бункеровочные операции. В то же время лицензия, а ее выдавал Минтранс, была достаточно действенной формой контроля. Теперь любой, у кого есть бочка, шланг и машина, может заняться этим прибыльным видом бизнеса. Маленькие компании демпингуют по ценам, уводят клиентов у крупных компаний. Все это создает нездоровую конкуренцию. Самое интересное, что активность бункеровщики проявляют ночью. Топливо они закачивают по ночам. Бункеровочная деятельность обязательно должна быть лицензирована. Тогда меньше будет аварий и криминала. - Но вы-то на что? Ведь Ваша инспекция как раз и призвана вести контроль за всем, что происходит на воде. - В силу своих возможностей мы его ведем. Если хватаем за руку - наказываем. Раньше бункеровщики умудрялись переваливать нефтепродукты на танкера на причалах прямо с автомобилей. Мы сейчас на причалах Кировского завода, Северной верфи запретили это делать. Так что если там эти работы проводятся, то они проводятся незаконно. Контроль экологической обстановки Балтийского моря - только часть нашей работы. Мы ведем также контроль за морскими и речными судами - военными, пограничными кораблями, пассажирскими, грузовыми, иностранными и отечественными. И мы контролируем работу предприятий и организаций, использующих акваторию для хозяйственной деятельности. Одна из форм контроля - сверка и согласование платежей за природопользование. У нас порядка 150 предприятий, которые ежеквартально осуществляют платежи за природопользование. Еще ведем контроль производства работ в море. Контролируем проведение дноуглубительных, взрывных работ, прокладку кабеля и т.п. Мы обеспечены для оперативного контроля техникой и оборудованием. Есть патрульные корабли, способные определять наличие нефтепродуктов на воде, есть цифровые фотоаппараты, видеокамеры, автомобили - все для оперативного контроля. Мы пресекаем нарушителей. Наказываем штрафами. Приостанавливаем действие организации, если она не соответствует лицензионным условиям. Отозвать лицензию имеет право тот, кто ее выдает. Минтранс выдает лицензию на погрузо-разгрузочные работы. Лицензию на водопользование и на сбор нефтесодержащих вод, на сепарацию, очистку выдает главное управление природных ресурсов по Санкт-Петербургу и Ленобласти. Если наши указания игнорируются, просим соответствующие органы отозвать лицензии. И в 2003 году были случаи отзыва лицензии. Но сил не хватает. По штату положено 56 человек, 16 - плавсостав, и 40 инспекторов. Но штат не укомплектован. Фактически работает только 48 чел. В основном это офицеры запаса, моряки, получающие военную пенсию. Оклады маленькие, и молодежь к нам не идет. Если бы штат был укомплектован, можно было бы ужесточить контроль за бункеровочными операциями.
Комментарии