Как удержать заправочный бизнес на плаву: водные АЗС в Петербурге

В Петербурге сегодня по официальным данным нет ни одной водной заправочной станции. Тем не менее, владельцам яхт и катеров, а также простым автомобилистам, по информации агентства www.au92.ru, неоднократно предлагали свой незамысловатый сервис заправки на воде. В Государственном управлении "Балтийская специализированная морская инспекция", контролирующем деятельность, родственную бункеровке судов, о таких станциях ранее не слышали и продолжают настаивать на их отсутствии.

В Балтспецморинспекции корреспонденту www.au92.ru сообщили, что строить водные и комбинированные заправки в городе намеревались такие топливные компании, как ООО "Лукойл Северо-Западнефтепродукт", ООО "Несте Санкт-Петербург" и ОАО "Балт-Трейд". Однако проекты "дочки" ЛУКОЙЛа и компании "Несте", по словам инспектора Балтспецморинспекции Александра Зорохова, остались на уровне замысла.
ООО "Лукойл Северо-Западнефтепродукт" намеривалось ввести "пилотный" проект, разработанный и предложенный компании автором-разработчиком заправки на воде Владимиром Зыковым. В настоящий момент эта заправочная станция так иосталась проектом. О планах, касающихся новаций в этой сфере, компания не распространяется, равно как и о причинах остановки проекта. Можно лишь предположить, что компанию, испытывающую тягу к новым технологиям, остановило распространенное мнение о том, что водные заправочные станции не являются экономически выгодными предприятиями. И действительно, заправка, которая работает по сезонам и закрывается на период холодов, может оказаться нерентабельной. Однако заправок класса "земля-вода" предположение о нерентабельности не касается. Особенно выгодными и максимально окупаемыми стали бы заправочные станции, построенные на набережных, где практически нет АЗС.
Такого же мнения придерживается руководство ООО "Несте Санкт-Петербург". В разговоре с корреспондентом www.au92.ru президент компании господин Арво Руотсалайнен отметил, что строить такие станции в Северной столице России крайне невыгодно, так как эффективно эксплуатировать водные ЗС можно не более 4-5 месяцев в году.
Кстати, ООО "Несте Санкт-Петербург" - одна из немногих компаний, которая может построить современную водную ЗС, отвечающую предъявляемым к станциям такого типа требованиям - материнская компания Neste имеет опыт строительства и эксплуатации объектов на воде. Компания строила такие станции в Финляндии и в Прибалтике. Однако прибалтийские станции, заправлявшие яхты, проданы.
Бесхозная АЗС в одном из районов Петербурга

А вот у российских топливных компаний возможности воспользоваться отечественными технологиями нет. И не потому, что дорого, просто нет в стране специализированной компании, которая могла бы такую заправочную станцию построить, сообщает начальник конструкторского отдела ЗАО "ПО "ПетроНефтьСпецКонструкция" Олег Дмитриев.
Поэтому изобретать станции, которые могли бы заправлять водный транспорт, приходится из подручных плавучих средств. Таких, как бункеровочные суда, отбегавшие свое по акватории Морского порта и теперь нашедшие место отстоя у местного яхт-клуба. Здесь речь идет о бункеровочном судне ООО "ЭРЛАНГ" - подразделения холдинга "Балт-Трейд", на котором по инициативе руководства установлены топливораздаточные колонки (см. фото 1), снятые, судя по их виду, с контейнерной станции ОАО "Балт-Трейд".
Холдинг "Балт-Трейд" помимо реализации светлых нефтепродуктов через розничную сеть стационарных АЗС, специализируется на бункеровочной деятельности. Причем бункерует как собственные катера, так и суда городского яхт-клуба. Счетчики же, и раздаточные колонки на судне "БТФ-602" установлены исключительно для удобства ведения учета отпускаемого катерам и яхтам горючего", сообщают в компании.
Несмотря на то, что счетчики не опломбированы, у судна, как и полагается при осуществлении бункеровочный операций, есть План ликвидации аварийных разливов нефти (ЛАРН), сообщает генеральный директор ООО "ЭРЛАНГ" Алексей Воронин.
Что мешает работать легально?
Эксплуатация подвергнутых "модернизации" бункеровщиков и станций, не нашедших владельца, объясняется высокими требованиями, предъявляемыми к данному виду деятельности.
Если для эксплуатации обыкновенной автозаправочной станции достаточно лицензий Минэнерго, МЧС и Гостехнадзора, то для ввода в эксплуатацию заправки класса "земля-вода" пакет разрешительной документации значительно увеличивается. В дополнение к названным, необходимо получить еще лицензию, которая выдается сегодня бункеровщикам: это лицензия Минтранса на транспортировку нефтепродуктов.
По словам начальника Нефтяной инспекции Управления "Петербурггосэнергонадзора" Василия Смеречука, также как и при вводе в эксплуатацию автозаправочной станции, предпринимателю, решившемуся на освоение бизнеса в сфере заправки водного (речного) транспорта, предстоит пройти через органы Госстандарта. ФГУ "Тест-Санкт-Петербург" должно будет установить и опломбировать счетчик на топливораздаточные колонки. В свою очередь, контроль над точностью отпуска нефтепродуктов с водных заправочных станций будет осуществлять Нефтяная инспекция, которая контролирует и стационарные АЗС.
К водной заправке требования ужесточаются вдвойне: здесь уже совсем другие санитарно-технические нормы, связанные с предупреждением водных загрязнений. Водная заправочная станция, по утверждению Александра Зорохова, обязательно должна иметь план ликвидации аварийных разливов нефти (ЛАРН), а также технические средства, способные предотвратить потенциальные разливы нефтепродуктов в процессе заправки водного транспорта.
Справка www.au92.ru
На сегодняшний день в городе существует порядка 5 тыс. частных водных катеров, которые заправляются "вручную", из канистры, что, по утверждению инспектора Балтспецморинспекции Александра Зорохова, небезопасно для окружающей среды, поэтому "Спецморинспекция, как организация, контролирующая ситуации с загрязнениями водных акваторий, только приветствует создание водных заправок".
P.S.
О том, как строительство водных автозаправочных станций корреспондируется с развитием городской инфраструктуры в целом, читайте на портале www.au92.ru на следующей неделе.
Комментарии