Главный инженер ГУП "Пассажиравтотранс" (ПАТ) Сергей Маевский считает, что надо ввести в правило проводить тендер на поставку топлива не в декабре, как практиковалось всегда, а ближе к весне. Перенос тендера был апробирован в 2003 году, хотя предварительно он назначался на декабрь 2002. Но тогда перенос стал мерой вынужденной. Причиной послужили изменения во второй части Налогового кодекса РФ, касающиеся акцизов. Согласно изменениям, уплата акцизов с нефтеперерабатывающих предприятий перекладывалась на продавцов розничного рынка - на автозаправочные станции. В связи с правительственными нововведениями ряд аналитиков прогнозировал рост цен на топливо до 30%. А в расчетных параметрах, внесенных в условия тендера на поставку топлива "Пассажиравтотрансу" на 2003 год, бралась средняя цена топлива в розничной сети города за ноябрь 2002 года. Документацию на объявленный тендер выкупили пять топливных компаний: ПТК, ТИК "Балт-Трейд", Кингисеппская топливная компания (КТК), "Несте Санкт-Петербург" и "Фаэтон". Но ни одна из них своевременно заявку на участие не подала. И только спустя два месяца, когда нефтетрейдеры прояснили для себя расклад цен после нового порядка взимания акцизов, тендер был проведен. Вскрытие оферт прошло в третьей декаде февраля 2003 года.
Господин Маевский отмечает, что нет худа без добра, и что перенос сроков тендера положительно сказался на работе предприятия, вопреки грозным прогнозам, что городской транспорт вообще останется без топлива. С наступлением нового года, - рассуждает С. Маевский, - Петербург, как, впрочем, и вся страна, несколько недель находится в "посленовогодней" и рождественской спячке, и это серьезно осложняет решение оперативных вопросов. Господин Маевский вспоминает случай, происшедший несколько лет назад. Тогда в ночь с 31 декабря на 1 января произошел сбой с обеспечением топлива, парализовавший работу транспорта.
К разработке документации еще не приступали
В ПАТ еще не приступили к разработке документации на проведение тендера по поставкам топлива для предприятия в 2004 году. Договор на поставку топлива, заключенный по условиям последнего тендера, действует по 1 марта 2004 года. Здесь считают, что Лицензионная палата объявит о тендере в середине января будущего года.
Главный инженер пока не может назвать, какими будут заявляемые объемы будущих поставок. Они будут зависеть от объема городского заказа на социальные перевозки пассажиров. Пока этот объем прогнозируется на уровне 2003 года. Напомним, потребности всех городских автопарков на 2003г. были определены в 15 млн. литров бензина А-76, 300 тыс. литров бензина А-92, 50 млн. литров дизтоплива.
Правда, объемы поставок топлива могут быть сокращены за счет того, что ПАТ сократил часть подвижного состава, списав самортизированные и неэкономичные ЛиАЗы 677. У этих автобусов расчетное потребление топлива составляет 60 л на 100 км пробега, в 1,5 раза больше, чем у машин с более экономичными двигателями. Но это будет незначительное сокращение объемов поставок. ЛиАЗов 677 всего 10-20 единиц, менее 1%, и они погоду не делают. (У ПАТ в наличии 2, 6 тысячи единиц транспорта). В 2003 году автобусный парк не пополнялся новой техникой. И в проекте бюджета Санкт-Петербурга на 2004 год, который на днях принят депутатами ЗакСа в первом чтении, нет строки на приобретение подвижного состава для ПАТ.
На всякий товар найдется купец
Обычно при разработке тендерной документации специалисты ПАТ берут за основу старый контракт, внеся в него изменения с учетом пожеланий автобусных парков, экономистов, юристов и с учетом складывающейся ситуации на рынке. Пока ситуация на топливном розничном рынке, по оценке С. Маевского, "более-менее стабильная, а отсутствие новостей - это тоже хорошая новость".
Последний тендер на поставки топлива ГУП "Пассажиравтотранс" проводился по 13 лотам, разделенным в соответствии с объемом и местом поставок. Победителем по абсолютному большинству лотов стало ЗАО "Петербургская топливная компания" (ПТК), имеющая самую крупную сеть АЗС в городе. Многие автозаправки ПТК расположены в непосредственной близости от большинства городских автобусных парков. Учитывая то, что тендерная документация требовала от топливного оператора обеспечить минимальный холостой пробег автобусов до АЗС, у ПТК были явные преимущества перед конкурентами.
Вопрос корреспондента www.Аи92 "Заинтересован ли ПАТ в сохранении поставщика топлива?", господин Маевский назвался некорректным, пояснив, что говорить о том, что предприятие заинтересовано, чтобы в будущем тендере победил ПТК, значит, лоббировать интересы ПТК. Но при этом Сергей Васильевич отметил, что у транспортников претензий к поставщику нет. Компания выполняет свои обязательства.
Правда, есть проблема, связанная с нехваткой средств на оплату топлива, и в настоящее время у потребителя миллионные долги перед поставщиком. В бюджете города нет отдельной строки на покрытие затрат ГУП на топливо. Эти расходы оплачиваются из общей суммы средств, выделяемых предприятию. А их не хватает.
По словам и.о. заместителя председателя Комитета финансов Сергея Макеева, в 2003 году город приступил к реализации 22 статьи закона "О бюджете" в части погашения убытков наземных транспортных предприятий, которые образовались еще на 1 января 2002 года. Была признана задолженность бюджета Санкт-Петербурга перед "Пассажиравтотрансом" на 420 млн. руб. Однако в 2003 году бюджет смог погасить все убытки "ПАТ", связанные не только с топливом, только на 30 млн. рублей. Дальнейшее погашение будет происходить за счет средств бюджета 2004 и 2005 годов.
Господин Маевский исключает вариант, при котором не будет желающих участвовать в грядущем тендере на поставки топлива для транспортников в 2004 году. "На каждый товар находится купец", - говорит он. В то же время он не исключает возможности появления новых участников тендера. В последние годы все большую часть топливного рынка Петербурга и Ленинградской области завоевывают крупные вертикально-интегрированные нефтяные компании.
Хотя условия тендера не разработаны, в ПАТ уже говорят о положительных для потенциальных участников тендера новшествах. В этом году автозаправки поставщиков топлива не будут привязываться к расположению автобусных парков. Автобусы смогут заправляться в районах автобусного кольца. Это создаст для всех потенциальных участников тендера равные условия, что позволит увеличить число операторов топливного рынка, желающих выиграть в борьбе за многомиллионные поставки.
Комментарии