Конфереция

Полная версия предложений НП "Нефтяной клуб Санкт-Петербурга" по вопросам повышения уровня собираемости акцизов с нефтепродуктов, поступающих в Санкт-Петербург, а также оптимизации количества АЗС в городе

Мы, члены профессионального объединения 'Нефтяной Клуб СПб', придаем важное значение устойчивому развитию экономики и инфраструктуры Санкт-Петербурга. Одним из ключевых секторов рынка, для успешного выполнения этой задачи, является рынок нефтепродуктообеспечения. События, произошедшие за последние годы, на топливном рынке города позволяют говорить о необходимости рассмотрения вопросов развития отрасли с точки зрения обеспечения Энергетической, Экономической и Экологической безопасности. Принятие не до конца взвешенных решений и недостаточное внимание к решению вопросов связанных с нефтепродуктообеспечением приводит как к снижению поступлений в доходную часть бюджета, экологическим проблемам, нестабильности на топливном рынке. Для дальнейшего развития отрасли существуют проблемы, решение которых возможно только с участием Правительства города. Ключевыми в настоящий момент являются следующие вопросы: 1. Для обеспечения поступлений в городской бюджет в части сбора акцизов с реализации нефтепродуктов, считаем возможным ускорить получение топливными компаниями Петербурга Свидетельств на право торговли нефтепродуктами. 2. Качество нефтепродуктов, поскольку около 60 % нефтепродуктов, поступают в город через нефтехранилища, не имеющие разрешений на коммерческое хранение, контроль за которыми невозможен по причине ведомственной подчиненности (в первую очередь, воинские склады и склады промышленных предприятий). Необходимо организовать процедуру контроля за такими объектами, ввести эффективную системы контроля качества нефтепродуктов, предпринять усилия для изменения '0' ставки акциза на прямогонные бензины и приравнивание ее к ставке акциза на бензины. 3. Упорядочение процедуры выделения земельных участков под строительство АЗС в Санкт-Петербурге, в том числе с использованием опыта Москвы. - предоставление земельных участков для строительства автозаправочных станций только посредством торгов и с обязательной публикации информации обо всех предоставляемых земельных участках для строительства - принятие методики обоснования рационального размещения АЗС на территории города, разработать и утвердить схему выделения земельных участков для строительства автозаправочных станций. Вице-президент Российского Топливного Союза, Президент НП 'Нефтяной Клуб СПб'. Ашихмин О.Б. К пункту NI 'Предложений' Повышение собираемости акцизов в местный бюджет Поправки к Федеральному Закону N110-ФЗ, вступившие в силу первого января 2003 года, внесли заметную сумятицу в ряды операторов топливного рынка. Нефтетрейдерам выпала возможность выбора - пополнять федеральный бюджет акцизным рублем или же оставлять деньги в казне субъекта, на территории которого операторы розничного рынка ведут свою деятельность. В первом случае дорожный фонд региона получал сотую часть от суммы уплаченного акциза, во втором случае - в местный бюджет поступало 60 процентов акцизных отчислений. Некоторые топливные компании, заручившиеся Свидетельствами о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, с тем, чтобы платить акциз непосредственно в бюджет Санкт-Петербурга, вскоре от такой прерогативы отказались. Так, только в результате отказа от Свидетельства ООО "Несте Санкт-Петербург" город потерял около 45 млн. ежемесячных поступлений в бюджет от акциза. Для того, чтобы работать в соответствии с положениями измененного закона, необходимо предпринять усилия для реорганизации организационной структуры, изменить технологические цепочки, договариться с нефтяными компаниями. Не секрет, что большинство топливных операторов средней руки разделено на мелкие компании, у которых на балансе 1-2 АЗС. Это легальная схема ухода от 5 % налога. В ходе последнего судебного разбирательства между ООО ТД "ЮКОС-М" и ООО "Фаэтон", выяснилось, что на балансе последнего нет ни имущества, ни денег. И, поэтому, менять организационную структуру, то есть, объедятся в единую компанию для работы по Свидетельству, было просто невыгодно. 10 из 12 компаний, получивших свидетельство, от него отказались. Остальные вообще не стали его получать. От чего дорожный фонд второй столицы понес значительные убытки - по информации Управления Министерства России по налогам и сборам по Санкт-Петербургу и Ленинградской области только за первый месяц текущего года городской бюджет недополучил 200 млн. акцизных рублей. Платить акциз с реализованного горючего продолжили всего две из компаний, ведущих активную деятельность на топливном рынке Петербурга. ЗАО "Петербургская топливная компания" заручилось Свидетельством одним из первых. С начала года ею в местный бюджет было уплачено более 310 млн. руб., сообщают в ПТК. Другим плательщиком акциза стал ООО "Лукойл Северо-Западнефтепродукт". Такая же сумма могла поступить в городской бюджет от ООО "Несте Санкт-Петербург", которое заручилось свидетельством в июне и уже в августе вернуло его в УМНС. Бюджет потерял около 45 млн. рублей в месяц. Недополучив крупной суммы, налоговики предложили применять к "неплательщикам" в местный бюджет жесткие меры: остановить выделение земельных участков компаниям, не имеющим свидетельств, перекрыть доступ к участию в конкурсах на поставку топлива госпредприятиям. Пока же вполне возможно не платя налоги и не имея балансового имущества, участвовать в конкурсах, строить АЗС, развивать бизнес. В связи с вышесказанным, объективных причин для неполучения Свидетельств на реализацию ГСМ нет. Некоторые участники пользуются возможностью работы в рамках законодательства по двум схемам, и используют более комфортную для себя. К пункту NII 'Предложений' Контроль качества После того как в России определили нулевую ставку по сбору акцизов на продажу прямогонного бензина, топливные аферы стали расти как снежный ком. Сейчас существуют целые предприятия по масштабам ничуть не уступающие МНПЗ. Прибыльность такого бизнеса в несколько раз выше, чем от продажи заводского бензина. В результате на сегодняшний день 1/3 топлива, продаваемого в городе, изготавливается на этих нефтехранилищах по техническим условиям, что в корне отличает продукт от заводского (изготовленного по ГОСТ). Качество данного продукта намного ниже, чем заводское от чего страдает непосредственно потребитель, несмотря на то, что изготовление топлива по ТУ является абсолютно законным. Согласно действующему законодательству, деятельность военных нефтяных складов не подлежит лицензированию только в том случае, когда хранение, прием и выдача нефтепродуктов осуществляется в целях обеспечения обороноспособности страны. Если же склад оказывает коммерческие услуги, то он обязан привести свою деятельность в соответствие с документами, регламентирующими деятельность таких объектов. Аналогичная ситуация и с другими нефтехранилищами, например, с расходными складами промышленных предприятий. Необходимо установить контроль за движением топлива от нефтехранилища до АЗС, тем самым можно будет определить поступил ли бензин с нефтебазы, имеющей аккредитованную лабораторию или топливо изготовлено кустарным способом. Поставщик обязан предоставлять покупателю сертификат соответствия и паспорт качества. Однако, здесь есть еще одна проблема. Многие операторы хранят на сертифицированных нефтебазах минимальный объем. Основной объем хранится на расходных складах, а при поставке его в город, используются документы на топливо, выданные сертифицированными нефтебазами. Одним из возможных вариантов выхода из подобной ситуации является введение оборотных сертификатов (описание приведено в Приложении). К пункту NIII 'Предложений' 1.1. Oрганизация торгов при распределении земельных участков 1 января 2002 года вступил в силу Земельный кодекс РФ, который предусматривает предоставление (выкуп, аренда и т.д.) земельных участков под строительство через торги в качестве основного способа выделения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Однако, на начало августа 2003 года, то есть спустя более чем 1,5 года, через торги был продан лишь один земельный участок под строительство АЗС за 400 тыс. долларов. В то же время, 55 участков под строительство АЗС были выделены Комитетом по строительству через ИТК (Инвестиционно-тендерная комиссия) 'целевым назначением', то есть, минуя торги. В этом случае город получал в среднем около 90 тысяч долларов за участок. Фактически город недополучил в бюджет более 17 млн. долларов. Выделение участков 'целевым назначением' стало благодаря тому, что Земельный кодекс предусматривает в исключительных случаях предоставление земельных участков без торгов при условии их предварительного согласования. Пользуясь данной 'лазейкой', заключается договор аренды земельного участка с целью проведения изыскательских работ на нем сроком на 11 месяцев. При таком сроке не требуется регистрация договора аренды в Городском бюро регистрации прав на недвижимость (ГБР). Однако, даже если государственная регистрация такого договора не требуется, все равно он является договором аренды земельного участка, заключенным государством и инвестором. В Земельном кодексе четко сказано, что права аренды земельных участков являются предметом торгов. Таким образом, идет нарушение законодательства, в частности, Земельного кодекса, при распределении земельных участков, принадлежащих Санкт-Петербургу, а также наносится ощутим экономический ущерб городскому бюджету. Кроме того, практически невозможно получить полную информацию о земельных участках, находящихся на рассмотрении ИТК (заявители, этап согласований и т.д.). Распространение информации на сайтах и в Информационном центре Комитета по строительству не является публикацией информации, предусмотренной Земельным кодексом, т.е. является ненадлежащим извещением заинтересованных лиц, что ущемляет их интересы. Предоставление объектов целевым назначением ставит получателя в преимущественное положение по сравнению с его конкурентами, что противоречит п.1 ст.7 Закона РФ 'О конкуренции:'. Преимущества получения объектов недвижимости на инвестиционных условиях целевым способом, с учетом ограниченности предоставляемого ресурса, заключается в следующем: - Хозяйствующий субъект, получающий объект целевым назначением, получает его по фиксированной, заранее известной цене. В случае проведения торгов цена в результате конкуренции претендентов может подняться выше исходного уровня, устанавливаемого в соответствии с действующим законодательством, что и показала практика; - На привлекательные объекты недвижимости (например, расположенные вблизи крупных и оживленных автомагистралей) могут претендовать несколько участников рынка розничной реализации нефтепродуктов в целях строительства новых АЗС. Предоставление выгодного для инвестиций объекта целевым назначением отдельному хозяйствующему субъекту ставит его в преимущественное положение по сравнению с другими участниками. Таким образом, приобретение земельных участков путем проведения тендера наиболее оптимальная схема распределения земли под строительство, отвечающая и потребностям городского бюджета и участников нефтяного рынка. 1.2. Принятие методики обоснования рациональности размещения АЗС в Петербурге (проект Методики прилагается). На сегодняшний день строительство автозаправочных станций осуществляется хаотично без применения методики рационального размещения, что приводит к ситуации когда на отрезке улицы протяженностью 3 км. расположены пять АЗС (Ириновский пр., Пулковское ш. и т.д.). В таком положении, при строительстве новой АЗС, старая оказывается в заведомо худшем положении, поскольку, новая АЗС имеет более удачное местоположение. При этом качество обслуживания автомобилистов остается на прежнем уровне. Нередко, владельцы построенных ранее АЗС, банкротятся. В частности, уже сейчас некоторые операторы, в том числе крупные, вынуждены перепрофилировать АЗС под другие цели. Однако это не всегда возможно и станции попросту кидаются. Такая ситуация наблюдалась в Москве в 1999 году и Правительство было вынуждено оптимизировать схему строительства АЗС. В результате удалось соблюсти баланс высокого качества обслуживания населения и интересов топливных операторов. Сейчас в Санкт-Петербурге около 254 АЗС, в Москве их около 750. Соотношение количества автомобилей на одну АЗС 4000 и 3850 соответственно. В Москве строительство новых АЗС не ведется уже два года. А соотношение количества АЗС к количеству автомобилей в Москве является абсолютно оптимальным и основано на научных исследованиях развитых стран. В Питере еще 20 строится, по 45 есть распоряжение губернатора о проведение изыскательских работ. Получается вместе с уже существующими 304 АЗС. Подсчитано, что, если к существующим 240 АЗС прибавить 75 новых станций, соотношение автомобилей на одну АЗС сравняются с обоснованными показателями Москвы. Однако, на рассмотрении ИТК находится еще от 150 до 450 заявок от фирм, готовых строить АЗС. В случае если хотя бы половина этих заявок реализуется в реальные АЗС, ряду операторов грозит банкротство. Можно привести еще примеры. Например, с 1997 по 2002 год товарооборот на АЗС Петербурга снизился с 14 564 до 8 500 литров в сутки. Критическим значением является 5000 литров, ниже которого эксплуатационные затраты не позволят окупить вложения в АЗС. При данном обороте срок окупаемости составить 214 лет. Другими словами, если показатель количества АЗС в городе не регулировать, то в проигрыше останутся все, и горожане, у которых под окном будут стоять АЗС, и город, который недополучит налоги вследствие массового банкротства операторов, и сами операторы. В связи с необходимостью недопущения такой ситуации, необходимо разработать Методику и схему размещения АЗС в Петербурге, которая должна включать следующие основные положения: 1. Следует ориентироваться на строительстве стационарных АЗС и их сети, по принципу 'разумной достаточности, не допуская ни переизбытка, ни недостатка. Аналогичная позиция поддерживается Правительством Москвы в своем городе. Для этого Нефтяной клуб готов взять финансирование работ на себя, а также принять в разработке этой программы самое активное участие. Высказывается мнение о том, что при избыточном количестве АЗС нельзя уповать на процесс саморегулирования, в результате которого нерентабельные предприятия сами собой исчезнут. Это весьма длительный процесс, во время которого из-за чрезмерного числа АЗС снижается пожарная и экологическая защищенность городской среды. Кроме того, ликвидация избыточной части АЗС связана с большими затратами города на благоустройство освободившихся площадок. Мы не должны повторять ошибок многих европейских стран и городов, которым в недалеком прошлом пришлось демонтировать тысячи АЗС (Англия, Австрия, Бельгия, Голландия, Франция) и идти на соответствующие дотации. Наша задача состоит в том, чтобы в условиях рыночных отношений суметь отрегулировать процесс строительства АЗС, привлекая инвесторов к внедрению новейших технических средств, ускоряющих процесс заправки, конструкторских и архитектурных решений. 2. Строительство новых АЗС необходимо вести в строгом соответствии с проектными и плановыми документами с учетом намеченного роста автомобильного парка города, уделяя особое внимание их размещению в районах массовой жилой застройки, на вылетных и вновь сооружаемых транспортных магистралях. При этом в зависимости от территориальных возможностей и градостроительных условий следует ориентироваться на возведение, главным образом, автозаправочных комплексов с мойками, магазинами, кафе, предоставляющих населению наибольший объем качественных услуг. Перечисленные выше положения ставят неотложную задачу в необходимости разработки методики обоснования рациональности размещения автозаправочных станций и схемы в Санкт-Петербурге, которые должны стать основой для последующих проектных разработок. Реализация этой задачи потребует проведения инвентаризации существующих, строящихся АЗС и их участков, а также ряда исследований на основе натурных обследований таких параметров, как, например, средняя продолжительность собственно заправки, ее ожидания, распределение объема заправок по сезонам года, месяцам, дням недели и часам суток, среднесуточный пробег различных видов автотранспорта, но главное, зависимость этого объема от месторасположения объекта в плане города и интенсивности движения на прилегающих магистралях. Важно также решить экономические вопросы строительства и эксплуатации АЗС в условиях жесткой конкуренции, включая прогнозирование их рентабельности и, в конечном итоге, инвестиционной привлекательности объектов.
Комментарии