Конфереция

Потечет по рельсам

Железнодорожный экспорт нефти в Китай станет льготным Чтобы не портить отношения с китайцами, Россия задумалась о том, как сделать более привлекательным железнодорожный экспорт нефти в Китай. Вчера вице-премьер Виктор Христенко заявил, что правительственная комиссия по тарифам в ближайшее время решит этот вопрос. Всего же, по подсчетам курирующего ТЭК вице-премьера, к 2006 году Россия будет производить 450 млн тонн нефти и на этой планке остановится. По словам Виктора Христенко, правительственная комиссия по тарифам посвятит китайскому железнодорожному направлению свое ближайшее заседание. Столь пристальный интерес к этому участку объясняется тем, что Россия до сих пор не определилась, как строить нефтепровод из Ангарска: сразу в Находку или сначала соорудить ответвление на Китай. При этом китайцы давно настроились на то, что к 2007 году в соответствии с подписанным несколько лет назад межправительственным соглашением они будут получать по 20 млн тонн российской нефти в год, а в перспективе - и все 30 млн. Вчера Виктор Христенко пояснил, что "Транснефть" теперь занимается уточнением обоих проектов, так как они получили отрицательные замечания от экологов. "На удовлетворение всех замечаний уйдет несколько месяцев", - говорит вице-премьер. А тут еще и японское правительство, которое, по словам министра энергетики Игоря Юсуфова, предлагает $7 млрд на строительство нефтепровода в Находку и освоение Восточной Сибири. Теперь китайцы обеспокоены не только тем, что сроки предполагаемых поставок сорваны, но и вопросом, придет ли к ним российский трубопровод вообще. Железнодорожный экспорт может стать запасным выходом из ситуации. Тем более что ссориться с китайцами России очень невыгодно. Именно на китайский рынок наша страна рассчитывает поставлять газ с восточных месторождений, а также надеется на расширение сотрудничества в сфере атомной энергетики. "ЮКОС", который изначально был идеологом нефтепровода в Китай, давно поставляет нефть в эту страну по железной дороге. В прошлом году к китайским соседям ушло 3 млн тонн. Летом "ЮКОС" подписал соглашение с китайской CNPC и пообещал с июня этого года по июнь 2006 года направлять в Китай по 6 млн тонн нефти в год. Теперь компания готова увеличить поставки до 15 млн тонн в год. Вопрос лишь в том, что расходы на железнодорожные поставки гораздо выше затрат на экспорт через систему трубопроводов, и если сейчас, при высоких мировых ценах на нефть, возить ее цистернами выгодно, то при снижении цен такая перевозка становится нерентабельной. "Важно сделать так, чтобы это направление было экономически целесообразным. Думаю, будет найдено решение", - пообещал Христенко, добавив, что комиссия займется выгодным экспортом не для "ЮКОСа" в частности, а в направлении Китая вообще. В то же время Христенко утверждает, что по важности восточное направление экспорта нефти для России стоит на втором месте после расширения Балтийской трубопроводной системы. "Начиная с 2006-2008 года мы можем выйти на уровень добычи нефти в 450 млн тонн в год и удерживать его достаточно долгое время. Эти цифры указывают на экспортные возможности страны, так как внутренний спрос будет оставаться достаточно стабильным", - считает Виктор Христенко. Ранее прогнозы топливного вице-премьера имели счастье сбываться. В этом году Россия должна произвести около 410 млн тонн нефти, что вполне укладывается в заданные Христенко параметры, озвученные в начале года.
Комментарии