Конфереция

Тернистый путь самурая

Японцы потратят $7 миллиардов за доступ к российской нефти Япония начала настоящую охоту на российскую нефть. По словам министра энергетики Игоря Юсуфова, японцы готовы не только профинансировать нефтепровод на Находку, но и потратить $2 млрд на доразведку российских месторождений в Восточной Сибири. Столь агрессивная политика Токио мешает Москве выбрать точный маршрут экспорта нефти из Ангарска и задерживает решение правительства о строительстве Мурманской трубопроводной системы. Министр энергетики Игорь Юсуфов обрисовал экспортные приоритеты России на специально созванном брифинге для иностранных журналистов. "Ресурсы Восточной Сибири сопоставимы с Западной Сибирью", - заявил министр и добавил, что "развитие этого региона возможно, только если мы осмысленно построим инфраструктуру рядом с ресурсами нефти и газа". Правительство уже более года серьезно занято дилеммой, куда поставлять нефть из Ангарска. Первым вариант экспорта на китайский Дацин предложил "ЮКОС". "На более ранней стадии Россия заявила о поддержке проекта, но не давала правительственные гарантии", - поясняет Юсуфов. Затем появился проект экспорта на Находку, предложенный "Транснефтью". Этим вариантом заинтересовались не только российские чиновники, привлеченные идеей свободного экспорта из Находки во многих направлениях, но и японцы, которые хотят снизить свою зависимость от ближневосточной нефти. В мае российское правительство даже утвердило рамочный объединенный маршрут трубопровода Ангарск-Находка с ответвлением на Дацин, но, какой участок пути строить первым, пока не решило. "Четкого, ясного понимания у правительства до сих пор нет", - признается Игорь Юсуфов. И дело здесь не только в трудном экологическом аспекте этих проектов. По словам министра, сразу два участка пути построить нельзя. Ангарск-Дацин рассчитан на экспорт 30 млн тонн нефти в год, Ангарск-Находка - на 50 млн, а 80 млн тонн для экспорта нефти в этом направлении еще нет. Пока китайское правительство безуспешно пытается получить ответ на вопрос, будет ли Россия выполнять межправительственное соглашение, где прописан вариант Ангарск-Дацин, японцы не сидят сложа руки. "Два месяца назад мы создали совместную российско-японскую энергетическую комиссию, и сейчас у меня есть официальное предложение от японского правительства об участии в проекте по всем аспектам", - говорит Игорь Юсуфов. По его словам, японцы готовы не только профинансировать строительство трубопровода стоимостью $5 млрд, но и выделить $2 млрд на доразведку месторождений Восточной Сибири, которые должны дать нефть этому трубопроводу. В Минэнерго считают, что именно такая сумма необходима, чтобы вывести запасы Восточной Сибири на уровень Западной. "Сейчас мы ведем переговоры, на каких условиях можно принять такие инвестиции. Возможно, это будет российско-японское совместное предприятие, где Японию будет представлять Японская национальная нефтяная компания", - говорит министр. Точный срок решения вопроса по восточному экспорту пока не определен, поэтому нефтяники вряд ли скоро смогут получить ответ на вопрос, как Россия будет строить Мурманскую трубопроводную систему (МТС). "Без решения по восточному направлению не будет решения по Мурманску. Возможно, они последуют одновременно", - утверждает Игорь Юсуфов. По его словам, точно известно, что Россия увеличит мощность Балтийской трубопроводной системы и расширит Каспийский трубопроводный консорциум. Экспортные же возможности МТС (нефтяники предлагают перевозить по ней 150 млн тонн в год) будут зависеть от мощности восточного трубопровода. Пока ясно лишь одно. В том или ином виде мурманский проект будет реализован, тем более что его строительство поддержали американские коллеги и, по словам Юсуфова, даже пообещали перестроить свои заводы на прием российской нефти. И находиться трубопровод будет в 100-процентной собственности "Транснефти". Впрочем, для лоббирующих этот трубопровод нефтяников вопрос собственности трубопровода вовсе не принципиален. "Нам важны тарифы и преимущество при транспортировке", - заявил "Финансовым Известиям" вице-президент "ЛУКОЙЛа" Леонид Федун.
Комментарии