Слухи о продаже "ФАЭТОНА" пока преувеличены - Лукойл, "Славнефть", "Сибнефть?

Первый осенний месяц в топливном Петербурге прошел спокойно. Цены на нефтепродукты, взметнувшиеся в мае - июне на 25 процентов, замерли. Из корпоративных новостей - очередные слухи о продаже топливного хозяйства холдинговой компании "Фаэтон" - на этот раз "Сибнефти". С 1 января вступит в действие новый порядок взимания акциза (его будут платить все участники движения нефтепродуктов: от скважины до АЗС). Некоммерческое партнерство "Нефтяной клуб Санкт-Петербурга" уже предупредило общественность, что в новых реалиях литр самого популярного бензина - 92-й марки - будет стоить 15 -17 рублей вместо сегодняшних 10.
Операторы розничного рынка понимают, что владельцы автотранспорта такие цифры не потянут. Даже сегодняшние ценники привели к некоторому снижению потребления бензина, и аналитики считают критической цену в 35 центов (11 рублей) за литр Аи-92. Новая схема взимания акциза начнет работать в январе, и у лоббистов в Государственной думе еще есть время, чтобы подкорректировать ставки. В том, что это произойдет непременно, эксперты не сомневаются. Оставить все, как ныне задумано, - значит обрушить внутренний рынок.
Основным поставщиком новостей среди нефтетрейдеров в 2002 году остается ХК "Фаэтон". В начале года казалось, что холдинг продаст топливный бизнес компании "Славнефть", а с конца лета циркулируют слухи, что на него претендует "Сибнефть". Действительно, топливное подразделение "Фаэтона" (35 АЗС) - лакомый кусок для новых, сильных компаний, которые решили закрепиться в Петербурге.
Неоднократно фигурировала даже цена сделки - около 20 миллионов долларов. Но время идет, президент "Фаэтона" Владимир Хильченко периодически объявляет о продаже сети АЗС в связи с новыми интересами компании в промышленности, а количество станций под флагами "Фаэтона"... растет. В этом году холдинг построил 5 новых АЗС - лучший показатель в городе. Начальник управления стратегии бизнеса "Фаэтона" Михаил Снопок сообщил: "Вопрос о продаже сети АЗС рассматривается. К нам прицениваются и "Лукойл", и "Славнефть", и "Сибнефть". Вопрос в цене сделки". Примерного же самое говорил менеджер и несколько месяцев назад. Так что слухи о продаже топливного подразделения "Фаэтона" (3-е место по объемам реализации в рознице города) остаются слухами.
Ясно одно: без согласия лидеров регионального рынка - ПТК, "Фаэтона", "Балт-трейда" - никакие даже более мощные компании в Петербурге фаворитами не станут. Их удел - покупка слабеющих фирм, что и сделал недавно "Лукойл", купив несколько заправок у "Базальта" и "Восхода". Недавно "Фаэтон" вступил в конфликт с относительным новичком регионального топливного рынка - компанией "Татнефть", которая покусилась на один из землеотводов, который разрабатывал "Фаэтон". Принцип получения пятна под застройку до действий "Татнефти" был понятен и относительно прост. Любой оператор находил привлекательное место и подавал заявку в комитет по строительству. Комитет определял, подходит ли участок под АЗС, согласовывал детали с другими инстанциями и выносил вопрос на инвестиционно-тендерную комиссию (ИТК). Как правило, ИТК заявку удовлетворяла, и по корпоративным правилам игры конкуренты на присмотренное другими пятно не претендовали.
Каково же было удивление менеджеров "Фаэтона", когда на ИТК один из клерков сообщил, что присмотренное ими место отдано "Татнефти". Вопрос решился сам собой - КГА признал территорию, на которой собирался строиться "Фаэтон", непригодной для этих целей (с экологической точки зрения). "Я готов считать конфликт исчерпанным, - комментирует Михаил Снопок. - Но если "Татнефть" или другая компания будут продолжать в этом духе, мы обратимся в суд. Нельзя создавать опасный прецедент". "Фаэтон" неоднократно доказывал, что умеет постоять за себя. Последний пример - реакция компании на "маски-шоу" в офисе, которое устроила в конце ноября 2001 года налоговая полиция (аккурат в дни подписания договора между "Фаэтоном" и "Славнефтью"). Ничего незаконного в результате обыска силовики не нашли, но некоторые менеджеры, в том числе и Михаил Снопок, почувствовали на себе их физическую силу."Городская прокуратура наконец признала меня потерпевшим, - с удовлетворением сообщил господин Снопок. - Хорошо, если она пойдет до логического конца и признает действия налоговой полиции неправомерными".
Комментарии