Конфереция

Арво Руотсалайнен: "Мы предпочитаем выкупать землю под АЗС"

Президент компании ООО "Несте Санкт-Петербург" Арво Руотсалайнен отвечает на вопросы корреспондента www.au92.ru о выкупе земли, строительстве водных АЗС и создании независимых сетей Quick Shop в Петербурге. А также комментирует последние проекты федеральной и местной власти. - Господин Арво, в пошлом месяце депутаты Законодательного собрания Петербурга предложили передать имущественный комплекс Крестовского острова в управление так называемой Единой Управляющей Компании, которая, согласно проекту парламентариев, будет курировать имущественный блок, в том числе и вопросы аренды. Как Вы относитесь к такому нововведению? - На мой взгляд, это достаточно новая и интересная идея. Крестовский остров - один из немногих городских районов, имеющий свою собственную экологию. Поэтому вопросы управления имуществом острова требуют специального подхода, создания специальных условий для развития его инфраструктуры. Но мы не имеем достаточных аргументов, чтобы комментировать механизм реализации этой идеи. - Есть ли в планах "Несте" аренда земельного участка на Крестовском острове под строительство АЗС? - Хотя Крестовский остров один из самых привлекательных районов Петербурга, пока у нас нет актуальных проектов, которые мы бы хотели реализовать на его территории. - Мне известно, что в этом году "Несте" планировала построить четыре автозаправочные станции. Но сегодня открыта только одна - на проспекте Энергетиков. Что помешало Вашим планам? - Длительная процедура согласований несколько оттянула время ввода еще трех станций - в Красносельском, Невском и Калининском районах - в эксплуатацию. Мы надеемся, что успеем открыть все три станции в этом году и в настоящее время активно работаем над оформлением всей необходимой документации. Если же по каким-то причинам не успеем открыть станции в этом году, сделаем это в начале следующего. - Будет ли ООО "Несте Санкт-Петербург" строить автозаправочные станции на воде? - Работа нашей компании сконцентрирована вокруг эксплуатации стационарных АЗС. В тоже время, Neste имеет опыт строительства и эксплуатации объектов на воде. Компания строила такие станции в Финляндии и в Прибалтике. Однако прибалтийские станции, заправлявшие яхты, Neste продала. - Они были нерентабельными? - Это специальный бизнес, требующий больших инвестиций. Рентабельность таких станций ниже, поскольку эффективно эксплуатировать водные АЗС можно всего 4-5 месяцев в году. - Какой должна быть суточная реализация автозаправочной станции "Несте", чтобы станция считалась рентабельной? - Это зависит от концепции: места расположения станций, базового объема инвестиций, формируемого в зависимости от инфраструктуры станции. Минимальный товарооборот наших АЗС должен превышать 10 тысяч литров в сутки, но желательные объемы "прокачки" гораздо более существенные. - Какую сумму "Несте" инвестирует в строительство автозаправочных станций в текущем году? И какой объем капиталовложений в развитие розничной сети планирует произвести в следующем? - В этом году мы предполагаем затратить приблизительно 4 млн. евро. А в следующем году сумма инвестиций вырастет до 6-7 млн. евро. Мы планируем ускорить темпы строительства автозаправочных станций. Кроме того, в следующем году будут достроены и открыты те комплексы, которые не удалось ввести в эксплуатацию в этом году. Так что стратегическая программа этого года выполняется. - Рассматривает ли "Несте" возможность диверсифицировать свой бизнес? - Концепция нашей компании не подразумевает диверсификации бизнеса, поэтому мы очень критично относимся к таким идеям, хотя от рассмотрения возможностей расширения бизнеса не отказываемся. "Несте" - это оператор розничного рынка светлых нефтепродуктов и наше стремление быть лучшими в этой сфере требует узкой специализации. Мы не ставили перед собой цели войти, например, в тройку компаний, предоставляющих гостиничные услуги. - Но у Вас есть Quick Shop, из которых можно сделать независимую торговую сеть. - Это интересное предложение, но пока актуальных идей на этот счет в Петербурге у нас нет. В Финляндии идет реализация подобного проекта, в котором Neste участвует совместно с другой компанией. Но там даже в магазинах при АЗС 20-25 процентов от общего числа покупателей составляют люди, не имеющие автомобилей. В Санкт-Петербурге товары повседневного спроса на заправках приобретают в основном автомобилисты. Петербуржцы, не пользующиеся услугами нашей розничной сети, активнее всего посещают Quick Shop на АЗС "Приморская" и на проспекте Большевиков - в дни, когда в Ледовом дворце проводят массовые мероприятия. - Какую долю розничного рынка светлых нефтепродуктов Санкт-Петербурга и Ленобласти хотела бы иметь компания "Несте"? - Доля рынка светлых нефтепродуктов Петербурга, которой компания сегодня владеет, составляет порядка 15% и она полностью отвечает стратегическому плану компании. - Планирует ли "Несте" расширять географию своей розничной сети? - В данный момент мы изучаем возможность строительства автозаправочных комплексов в Ленинградской области, а также на протяжении главных магистралей. Если же говорить о том, интересен ли нам весь Северо-Запад, то скорее, лишь та его часть, которая прилегает к Петербургу, то есть Ленинградская область. - Г-н Арво, что на Ваш взгляд выгоднее: аренда или продажа земли? - Нам подходят оба варианта. Однако мы, придерживаясь международной практики, предпочитаем участки, на которых стоят наши АЗС, выкупать. Мы идем на аренду участков только в том случае, когда городская земля продаже не подлежит. - Все ли участки, на которых стоят Ваши станции, находятся в собственности компании? - В собственности ООО "Несте Санкт-Петербург" находятся всего несколько участков. - Как отношения собственности на землю под АЗС складываются в Финляндии? Сдаются ли там земельные "пятна" в долгосрочную аренду? Если да - на какой срок? - Большинство участков находятся в собственности компаний. Но есть городские земли, которые сдаются в долгосрочную аренду. Время аренды таких участков зависит, прежде всего, от планов развития города. Как правило, их сдают на срок от 25 до 50 лет. - Участки в Финляндии проходят через систему открытых инвестиционных торгов или их выделяют целевым назначением? - Получить участок в Финляндии так же непросто, как и в Петербурге. Однако мне кажется, к заявкам инвесторов там более внимательны. На открытые инвестиционные торги участки выставляют крайне редко. Большинство проходит процедуры, несколько отличные от российского ИТК. Хотя в Финляндии также проводятся работы, аналогичные изыскательским, и последнее слово в процессе выделения участка стоит за властью. На открытые инвестиционные торги участки попадают в редких случаях, когда речь идет о землях вдоль магистралей, отстроенных в стиле "хай-вэй". На таких участках обычно строятся крупные комплексы, равных по размеру которым в Петербурге пока нет. - В августе "Несте Санкт-Петербург" отказалось от свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами... - Следствием работы по свидетельству стало то, что мы не смогли обеспечить достаточную стабильность поставок в свой адрес. Поэтому мы решили вернуться к прежней схеме уплаты акциза, когда сумма акциза вкладывается в стоимость топлива и расчет с государством производит нефтеперерабатывающий завод. Так что сегодня мы продолжаем работать по старой схеме. Суть проблемы в том, что сегодня действуют две схемы уплаты акциза, которые как бы "разделяют" рынок. - Означает ли это, что Вы рассматриваете возможность возврата к новой схеме уплаты акциза? - Мы не видим существенной разницы в том, по какой схеме работать. Раз сегодня действительны и старая, и новая схемы уплаты акциза, то государство в любом случае получает акциз с каждого литра проданного топлива. По объемам наших продаж ежемесячно начисляется акцизов порядка 40 млн. рублей. - Российское законодательство в части налогов меняется довольно-таки часто. Как Вы относитесь к последнему предложению министра экономики России о переходе к налогу на вмененный доход? - Налоговая система может быть любой, важно, чтобы условия уплаты налогов были доступны для понимания, а закон соблюдался на всех уровнях. Это самое главное. - Предлагаемая Германом Грефом ставка налога на вмененный налог довольно-таки высока и, по мнению многих топливных операторов, может привести к банкротству рентабельные станции. - Изменения законодательства в части налогообложения должны соответствовать реальным покупательским способностям потребителей. Ясно, что с ростом ставок налога дорожает продукция. От чего государство легко может проиграть, так как в случае, если платежеспособность населения низкая, бизнес может оказаться нерентабельным, и государственные доходы сократятся. Здесь действительно важно, чтобы баланс между ставками налогов, ценами и платежеспособностью населения был оптимальным. - Несте, одна из немногих компаний, чьи менеджеры уверили корреспондентов www.au92.ru в том, что не испытали в сентябре дефицита в оптовом звене. Как компании удалось избежать кризиса? - Предприятиям, работающим на российском топливном рынке, наверное, известен так называемый сезонный фактор, когда два раза в год - весной и осенью - на топливном рынке образуется дефицит. Нехватка ресурсов на внутреннем рынке вызвана ростом экспорта. "Несте" имеет собственный склад, который может обеспечивать наши АЗС ресурсами при возникновении кратковременного дефицита. Любая компания старается минимизировать объемы хранения, так как при хранении возникают дополнительные издержки, поэтому склад "Несте" рассчитан на небольшие объемы, также как и другие склады компании Fortum. - На сколько был увеличен Ваш стратегический запас в этом сезоне? - В сентябре мы увеличили объемы хранимого на складе топлива примерно на 20-30 процентов. - По данным нашего агентства, в сентябре Ваша компания увеличила цены на некоторые марки бензинов в среднем на 3%. Вырастут ли цены на бензины "Несте" в октябре? - С ростом цен на оптовом рынке нам придется принимать решение об увеличении розничных цен. Но не думаю, что последствия этого повышения могут быть драматичными. Мы будем исходить из реальной ситуации на рынке. - С 1 октября увеличились экспортные пошлины на нефть. Изменится ли в связи с этим ситуация на внутреннем рынке? - Полагаю, что ситуация стабилизируется. Об этом говорит и опыт прошлых лет. - Несколько слов о Вашей команде. Как Вы подбираете менеджеров среднего звена? Отдаете ли Вы при приеме на работу предпочтение финским или российским специалистам? - За последние два года у нас значительно уменьшилось количество иностранных специалистов. К примеру, сегодня в нашей компании остался только один иностранец, и это я. Несколько финских специалистов работают на нашем складе нефтепродуктов в Ломоносове. У нас очень хорошая, профессиональная команда, состоящая из местных специалистов, чей опыт позволяет нам постоянно стремиться к улучшению в удовлетворении потребностей наших клиентов. Кроме этого, одной из концепций нашей организации является постоянный кадровый обмен с другими дочерними компаниями Fortum, работающими в Европе, так что у наших специалистов есть возможность повышать свой профессионализм, работая за рубежом. У нас много хороших специалистов, много менеджеров, стаж работы которых в нашей компании превышает 10 лет, им даже лучше, чем мне, известны концепции Neste и Fortum. На станциях также есть люди с почти десятилетним стажем, хотя персонал, обслуживающий АЗС, меняется, но это обычное явление, вызванное желанием работников повысить свою квалификацию, сделать карьеру. - Спасибо!
Комментарии