Конфереция

Капельки конденсата

Нефтяники увлеклись превращением газа в дизель Нефтяные компании все чаще начали сталкиваться с "газовым" фактором на своих месторождениях и проблемой утилизации и сбыта газа. Поскольку доступ к трубопроводам "Газпрома" для большинства из них до сих пор ограничен, а рынок сжиженного природного газа сейчас практически насыщен, российские нефтяники решили сосредоточиться на новой технологии по превращению газа в нефтепродукты (GTL). "Пионерами" собираются стать "ЮКОС" и "ЛУКОЙЛ". Технология GTL (gas-to-liquids) заключается в том, чтобы сразу получать из газа жидкие углеводороды, например бензин или дизель. Сейчас в мире существует лишь два таких завода - в ЮАР и Малайзии. В ближайшее время еще два завода GTL должны появиться в Катаре и Нигерии. В африканской стране $1 млрд на строительство мощностей по производству GTL собирается потратить ChevronTexaco. Кроме того, испытательное оборудование по GTL стоимостью $80 млн приобрела для установки на Аляске английская British Petroleum. В этой компании считают, что вскоре в мире начнут работать еще около 50 таких проектов. В России к GTL стали присматриваться "ЛУКОЙЛ" и "ЮКОС". "ЛУКОЙЛ" еще в начале года подписал соглашение с американской Syntroleum International и теперь изучает возможность строительства двух заводов в Верхнекамье (Пермская область) и на Печоре (Коми). Планируется, что ежесуточно из 25 млн куб. футов попутного газа на заводах можно будет получать 5 тысяч баррелей жидкого топлива. До этого свои услуги по переработке газа Syntroleum предложила "Газпрому" и "дочке" "ЮКОСа" - "Саханефтегазу". Впрочем, сам "ЮКОС" решил не сосредотачиваться на опыте чужих компаний. По словам президента подразделения по разведке и добыче нефти "ЮКОС-ЭП" Юрия Бейлина, именно для этого за $50 млн компания приобрела английскую Davy Process Technology, владеющую лицензией на GTL. "ЮКОС" хочет построить свой завод на месторождении Юрубчено-Тахомской зоны в Восточной Сибири, где запасы газа оказались сравнимы с Ковыктинским месторождением, владеющим 1,9 трлн кубометров. По словам Юрия Бейлина, у компании есть два пути по использованию газа: трубопровод в Китай или GTL. "Раньше 2012 года Китай наш газ не ждет, но сейчас эта страна бурно развивается, поэтому после 2012 года газ может ей понадобиться", - уверяет глава "ЮКОС-ЭП". Впрочем, уже сейчас наращивать добычу нефти на этом месторождении без решения газовой проблемы практически невозможно. "У нас нет выбора, кроме как развивать GTL. Иначе нам, как акционеру, придется уходить с месторождения", - говорит Бейлин. По его словам, завод стоимостью около $2 млрд можно будет соорудить к 2009 году. В год он будет перерабатывать 13-14 млрд кубометров газа и производить 5 млн тонн дизеля. Пока Россия не решила вопрос с нефтепроводом на Китай, планы владельца лицензии на разработку Ковыкты - компании "РУСИА Петролеум" - тоже могут быть нарушены. Раньше акционеры "РУСИА" (62% компании принадлежит ТНК-ВР, 11,66% владеет администрация Иркутской области, а еще 25,71% недавно продал "Интеррос" неназванному покупателю) хотели пристроить свой газ в Китай и Южную Корею и по возможности удешевить строительство такого газопровода, проложив его в одном коридоре с нефтяным. Однако Китай уже намекнул, что если Россия решит не строить нефтепровод на китайский Дацин, то Пекин вряд ли будет активно помогать нам найти рынок сбыта природного газа. Причем строительством завода по сжижению природного газа (СПГ) здесь тоже не обойдешься. Разработчики проектов на Сахалине, которые раньше также планировали отправлять свой СПГ в Китай, договориться о поставах в эту страну так и не смогли. Другое дело, что растущей экономике Китая топливо все же будет необходимо, так что разработчикам Ковыкты идея с заводами GTL тоже может понравиться. Особенно если опыт ВР на Аляске окажется удачным.
Комментарии