Конфереция

Дума о горючем

Простым автолюбителям ни к чему знать о последних тенденциях в экономике. Они не должны ломать голову, читая текст очередного постановления "О внесении изменений...". Им не положено вздрагивать при повышении акцизов и увеличении пошлин. Потому что, по идее, на страже интересов рядового водителя, избирателя, гражданина должны стоять правительство, депутатский корпус и прочие властные структуры. К сожалению, в России все иначе. Общение с представителями депутатского корпуса, СОСТОЯЩИМИ в профильных комитетах Госдумы, производителями и поставщиками топлива окончательно похоронило все надежды на то, что в ближайшем будущем цены на бензин будут взяты под жесткий контроль Да, все опрошенный охотно отвечали на вопросы о том, чем чревато их повышение, как это скажется на стоимости других предметов потребления. Декларативно некоторые соглашались и с тем, что должны существовать способы регулирования, но дальше констатации фактов дело явно не продвинется. По нашей информации, даже проектов соответствующих постановлений нет в природе, и это вполне объяснимо. Ну не было у нас полномасштабных бензиновых бунтов! Потребители роптали, но неизменно проглатывали практически любое подорожание. Виктор ПОХМЕЛКИН, лидер Движения автомобилистов России: - Главная причина повышения цен на топливо в том, что наши поставщики гонят нефть на экспорт, чему способствуют низкие пошлины. Я думаю, что в октябре получится их повысить, и это остановит увеличение экспортных поставок и рост цен на внутреннем рынке. Росту цен также способствует сезонное увеличение спроса в связи с сельхозработами и деловой активностью населения. К тому же рынок слишком монополизирован, и поэтому существует тенденция к повышению цен. Владимир КАТРЕНКО, председатель Комитета Государственной думы по энергетике, транспорту и связи: - За повышением цен на топливо последует и общее повышение цен на другие товары и услуги. Но я считаю, что у всех нефтяных компаний есть внутренний ресурс, позволяющий держать, к примеру, тот же 92-й бензин в пределах 10 рублей. Василий ШАНДЫБИН, член Комитета Государственной ДУМЫ по собственности: - Я часто бываю Туркмении и в арабских странах, у них на доллар можно заправить два бака бензина. У нас же при экспорте, превышающем 220 млн. тонн, цены на топливо держатся на уровне европейских стран. У нас стоимость литра бензина не должна превышать 3 - 4 рублей, а дизельное топливо должно быть, естественно, еще дешевле. Нефтедельцы искусственно завышают цену, потому что нет никакого контроля со стороны государства. Я считаю, что это просто беспредел, нет ни одного государства, в котором литр молока стоит в два раза дешевле литра бензина. Выходом из такой ситуации может быть лишь государственная монополия на торговлю нефтепродуктами. Николай БОТКА, член Комитета Государственной думы по энергетике, транспорту и связи: Основная причина повышения цен на топливо - это сговор олигархов. Вы посмотрите, сколько нефтепереработчиков, их можно по пальцам пересчитать. И, соответственно, им договориться между собой совсем несложно. А объективных причин для роста цен нет. Но я думаю, что цены так и будут расти, пока власть бизнесменам не даст по рукам. Подобный случай был в Петербурге пару лет назад. Цены на топливо выросли больше чем на 20%. Так продолжалось до тех пор, пока исполнительная власть не обратила на это внимание, подключив к этому прессу и другие рычаги давления. К сожалению, ни наказать людей, причастных к этому, ни вернуть цены на прежний уровень не смогли. Но рост прекратился. У нас нет принудительного ценообразования, зато эффективным рычагом являются нефтепроводы, которые, к счастью, остаются в руках государства. В то же время я не сторонник командной политики государства, но обязательства у нефтяных компаний должны быть. Я убежден, что и московское, и федеральное правительство вмешается и адекватно отреагирует на повышение цен, особенно в преддверии зимы. Григорий СЕРГИЕНКО, исполнительный директор Московской топливной ассоциации: - Причина роста розничных цен - увеличение оптовой стоимости горючего. Например, с 4-го числа прошлого месяца по настоящий момент цены за тонну продукта выросли: дизельное топливо - с 7,4 тыс. руб. до 8,7; 80-й - с 8,350 тыс. до 9,45; 92-й - с 10,55 до 11,5; 95-й - с 11,6 до 12,5 тыс. руб. Это данные по Московскому региону. Рост в каждой конкретной области зависит от множества факторов: как сложен рынок, независимые поставщики или монополия, отношения компаний с администрацией, покупательская способность и многое другое. А основной причиной роста оптовых цен является то, что в этом году на рынке поставщикам способствовали как внешние условия, так и внутренние. К которым можно отнести и увеличение стоимости грузоперевозок за счет железнодорожного транспорта на 20%, и увеличение стоимости танкерных перевозок. В последнее время рост цен на оптовом рынке начал падать, за прошлую неделю он составил всего 100 - 150 рублей за тонну в зависимости от марки топлива. Что отразилось на внутреннем рынке: если на позапрошлой неделе цены на автозаправочных станциях увеличились в среднем на 45 - 90 коп. в зависимости от марки, то на прошлой неделе рост в среднем составил всего одну-две копейки за литр. Я думаю, что к октябрю ситуация должна стабилизироваться Николай ФРОЛОВ, руководитель отдела по связям с общественностью Московской нефтяной компании: - Повышение цен на топливо не способствует увеличению продаж. Но рынок устанавливает свои правила. Примерно через 12 - 14 дней после незначительного падения продажи вновь увеличиваются до первоначальных объемов и далее стабилизируются. Последнее повышение цен на моторное топливо вполне логично и связано с резким подорожанием оптовых цен на нефтепродукты. В то же время годовой рост цен на АЗС "МТК" примерно 8 - 9%) а годовая инфляция составила в 2002 году примерно 17%: повышение цен на моторное топливо не становится механизмом раскручивания инфляции. Отвечая на вопрос о том, есть ли возможность для понижения цен, замечу, что за последний год после снижения цен на нефть наблюдалось незначительное снижение розничных цен на топливо - примерно на 10 - 30 копеек за литр. Это скорее связано не с ценовой справедливостью, а с сезонным падением спроса.
Комментарии