Конфереция

Общественным обсуждениям дан срок: три месяца

Уставный суд лишил жителей права на защиту их домов и дворов. В конце сентября прошло оглашение постановления Уставного суда Петербурга по делу о проверке соответствия распоря-жения губернатора города от 14 сентября 2000 года N994-р. Суд признал данное распоряжение губернатора не соответст-вующим Уставу Петербурга и постановил, что оно утрачивает силу через три месяца с момента оглашения постановления Уставного суда. Речь идет о многострадальном распоряжении губернатора по участию граждан и их объединений в обсуждении и принятии решений в области градостроительной деятельности. Согласно распоряжению N994-р, застройщик, прежде чем подать документы на Инвестиционно-тендерную комиссию (ИТК) на получение "пятна" под стройку, обязан провести общественное обсуждение проекта строительства с жителями микрорайона. Все возражения и замечания жителей должны быть оформлены протоколом, который входит в список обязательных документов, выносимых на ИТК. Уставный суд занялся рассмотрением распоряжения N994-р по запросу группы депутатов Законодательного собрания: Ми-хаила Амосова, Никиты Ананова, Натальи Евдокимовой, Павла Солтана, Константина Сухенко, Андрея Черных. Как извест-но. Уставный суд рассматривает поступающие запросы с одной-единственной позиции, почти формальной: соответствует ли тот или иной закон, то ли иное распоряжение Уставу города. Если есть разночтение, то преимущество отдается Уставу Пе-тербурга, и закон или распоряжение утрачивает силу. Так произошло и с распоряжением N994-р. Поскольку Уставный суд в судебной иерархии города - инстанция последняя, то справедливость его заключения обсуждать не имеет смысла (вспомним, например, постановление Уставного суда о том, что губернатор Яковлев не имеет права избираться на. свою должность в очередной раз), а лучше подумать, как смогут защи-щать жители свои территории от "уплотнительных застроек" спустя три месяца. Получается, что никак. Справедливости ради стоит отметить, что отмененное теперь распоряжение тоже большой защити-тельной роли для жителей от градостроителей не играло, так как не регламентировало, каким образом должен учитываться результат общественного обсуждения, в каких случаях протест жителей мог бы наложить вето на стройку. И все же крайне редко, но оно срабатывало, пару раз ИТК учитывала обоснованные претензии населения, и стройку откладывала или запре-щала. Кстати, в Градостроительном кодексе России имеются статьи, в которых указывается на необходимость учета мнения насе-ления в процессе утверждения проектов. Собственно, в развитие этих статей Градостроительного кодекса и было издано гу-бернатором указанное распоряжение, пусть и не самое удачное. Между тем уплотнительная застройка в Петербурге приняла такие масштабы (как и народное сопротивление ей), что это заметили даже в Москве. Госстрой России обратился в адрес и.о. губернатора Петербурга с письмом, в котором рекомендо-вано создать постоянно действующую комиссию для рассмотрения обращений граждан по застройке территорий и принятия решений по конфликтным ситуациям, для чего организовывать комплексные проверки обращений. В письме указывается конкретная статья Градостроительного кодекса РФ - 18, исполнение которой требует особого надзора со стороны властей, чтобы права граждан не ущемлялись. Однако надеяться на сознательность чиновников - дело последнее. Защищать и отстаивать права населения могут только законы и общественные объединения граждан. Если, опять же, функции, обязанности и права этих объединений будут закреплены законодательно. Депутаты Законодательного собрания запросом в Уставный суд Петербурга добились признания распоряжения губернатора об общественных слушаниях незаконным. Теперь избранники народа обязаны создать новую -законную базу по защите жителей Петербурга от особо ретивых градостроителей, мечтающих на месте деревьев и детских площадок возвести в петербургских дворах коробки новых зданий и гаражей.
Комментарии