Недавнее повышение ставки пошлины на экспорт нефти вызвало среди аналитиков споры о том, будут ли сокращаться или, наоборот, наращиваться экспортные мощности ВИНКов и как это отразится на внутреннем рынке страны. Вместе с экспортной пошлиной бесспорными факторами, которые могут повлиять на объемы экспорта, признаются колебания в динамике мировых цен на нефть и изменение тарифов на транспортировку нефти.
В сентябре динамика мировых цен на нефть характеризовалась планомерным ростом. После августовского взлета, когда за баррель Брент давали порядка 30 долларов, к середине сентября эта планка понизилась до 26,47 долл. за баррель (на момент 15 сентября). Однако к началу октября цены снова стали расти: 3 октября один баррель нефти марки Брент стоил 28,21 доллара. Сентябрьское подорожание нефти связано главным образом с решением, принятым на заседании ОПЕК 24 сентября, согласно которому с 1 ноября текущего года странам-членам ОПЕК предписывается сократить производство на 900 тыс. баррелей в день, в то время как западноевропейские страны, напротив, надеялись на увеличение квоты. В ближайшем обозримом будущем цены продолжат рост, причем активный. На одном из последних заседаний президент Венесуэлы Уго Чавес предложил увеличить оптимальный для производителей и для потребителей коридор цен на сырье в 22-28 долл. за баррель на 3-4 доллара. На уровне заместителей министров такое решение еще не принято, однако предложение официально внесено в ОПЕК.
Ставка на экспорт
Рост мировых цен на нефть выгоден российским вертикально-интегрированным компаниям, наращивающим экспортные мощности, поскольку повышение цен может послужить своего рода компенсацией за увеличение ставки экспортной пошлины на нефть. Напомним, что с 1 октября она составила 33,8 долл. за баррель. Увеличение экспортной ставки с 25,1 до 33,8 долл. за баррель было одобрено правительственной комиссией еще 8 сентября. При прежней, более низкой, ставке ВИНКам было выгодно продавать нефть за границу в больших объемах не смотря на то, что это вызвало дефицит на внутреннем рынке и, как следствие, повышение цен на нефтепродукты как в оптовом, так и в розничном звене.
В связи с увеличением экспортной пошлины мнения экспертов о том, как это отразится на объемах экспорта, разделились. Так, московские эксперты полагают, что повышение ставки пошлины на экспорт нефти вынудит нефтяников сократить объемы экспорта за его экономической невыгодностью. В то же время аналитики НП 'Нефтяной клуб Санкт-Петербурга' высказались за то, что ВИНКи продолжат наращивание экспортных мощностей, а издержки, связанные с уплатой пошлины, компенсируют за счет внутреннего рынка, и это даже притом, что, по их мнению, ставка будет неуклонно расти. "Если выравнивание тарифов на энергоносители является одним из условий вступления в ВТО, а Россия всерьез туда собралась, то цену так и будут тянуть вверх без скачков до европейского уровня - 1 евро за литр, - заявил Олег Ашихмин. - Я не могу исключать такого уже в конце весны 2004-го".
'Транснефть' знает, как компенсировать инфляцию
Есть еще один немаловажный фактор, который может повлиять на объемы экспорта, - это величина тарифов на транспортировку нефти по системе ОАО 'АК 'Транснефть'. С июля месяца текущего года тарифы на прокачку с одобрения Федеральной энергетической комиссии в среднем были увеличены на 4,75%. Ставка за диспетчеризацию при поставке нефти на нефтеперерабатывающие заводы выросла на 8,81% - до 6,1103 руб. на 100 т/км, при поставке нефти на экспорт - 10,21% - до 0,1965 на 100 т/км. Решение об увеличении тарифа было принято для привлечения средств на обслуживание кредитов, привлеченных на строительство 2-ой очереди Балтийской трубопроводной системы.
Нефтяники спокойно отнеслись к росту тарифов, считая их приемлемыми. Очевидно, рассчитывая и на дальнейшее их спокойствие, 'Транснефть' планирует очередное повышение, о чем заявил ее президент Семен Вайншток на Втором деловом энергетическом саммите в Санкт-Петербурге. Вайншток сообщил, что в ноябре компания обратится в ФЭК с предложением увеличить тарифы на 7%. По мнению президента 'Транснефти', увеличение необходимо, чтобы компенсировать инфляцию 2004 года.
Глава ФЭК, Георгий Кутовой, предположил незадолго до этого, что ВИНКи не встретят в штыки очередное увеличение тарифов на транспортировку нефти, поскольку считают их приемлемыми. Однако этот миф развеял Михаил Ходорковский, глава НК 'ЮКОС', заявив тогда же, на саммите, что затраты на транспортировку добываемой его компанией нефти более чем в 2 раза превышают затраты на добычу.
Таким образом, с действующими транспортными тарифами и ростом мировых цен на нефть, даже при повышенной экспортной ставке у ВИНКов есть все основания не сдерживать рост экспортных мощностей. Однако при дальнейшем росте экспортной ставки и в случае, если Федеральная энергетическая комиссия одобрит предложение Семена Вайнштока об увеличении тарифов на транспортировку нефти, вопрос об объемах экспорта станет актуальным.
Комментарии