Конфереция

Проверяйте бензин

В течение года ЮКОС установит на своих московских заправках лаборатории, позволяющие прямо на месте проверить качество заливаемого бензина. На это компания потратит примерно 120--170 тысяч долларов. Конкуренты считают, что инициатива компании больше похожа на пиар, а в ЮКОСе говорят, что это проявление заботы о потребителе. как проверить бензин Экспресс-лаборатория, позволяющая проверить качество бензина, умещается в двух небольших 'чемоданах'. В одном - эталонные пробы топлива, которые подготовлены в лабораториях, аккредитованных в системе Госстандарта, и так называемый паспорт - распечатка всех характеристик эталонных проб и моторных топлив. В другом - собственно лаборатория, аппараты, при помощи которых можно проанализировать содержимое вашего бензобака. Такими 'чемоданами' в течение года будут оснащены все заправки ЮКОСа, расположенные в Москве (12% рынка, по данным Московской топливной ассоциации). Смысл акции - дать возможность потребителю узнать, чем он собирается заправиться. Технология проверки проста. При вас сотрудник АЗС берет пробу с заправочного пистолета и сравнивает ее характеристики с эталоном. Если результаты теста вас не устроили, вы можете заправиться в другом месте. Если же вы сначала заправились, а потом у вас возникли претензии, их опять же можно адресовать в экспресс-лабораторию. Не исключено, что неисправность - в ранее залитом бензине, грязи, попавшей в бензобак и т.д. Если виноват ЮКОС, вы можете обратиться в суд. просто так деньги никто не вернет Результаты экспресс-анализа нельзя применять в суде - там нужны данные лабораторных исследований. Но он может ответить на вопрос, есть ли у вас шансы этот суд выиграть. 'К сожалению, пока автолюбители не доросли до того, чтобы судиться с продавцами некачественного бензина', - говорит заместитель гендиректора 'Гермес-Москва' Борис Шемякин. Но просто так деньги никто не вернет - нужно юридически доказать, на какой именно АЗС вам испортили машину. Теперь, по мнению собеседника Газеты, это будет не так сложно. В Москве действует несколько десятков лабораторий, заключение которых о качестве нефтепродуктов может быть признано в суде. Это, в частности, лаборатория 25-го ГосНИИ МО РФ, научно-технического фонда 'Сертификационный центр 'Контстанд' и другие. два 'чемодана' за 2 тысячи долларов Оборудовать автозаправки экспресс-лабораторией стоит недорого - 2 тысячи долларов. Стоимость одного заправочного комплекса в московском регионе составляет от 500 тысяч до 1 миллиона долларов. Но тратиться на такие лаборатории компании не готовы. Остальные игроки московского топливного рынка, опрошенные ГАЗЕТОЙ, устанавливать экспресс-лаборатории у себя не собираются. По мнению одного из них, опыт ЮКОСа мог бы иметь смысл при работе с трейдерами, работающими на условиях франчайзинга - под маркой крупной компании (как правило, именно на таких заправках нередко возникают проблемы с качеством). 'Но у ЮКОСа франчайзинговых заправок нет, и, с кем они собираются разбираться, не ясно. Это или рекламная акция, или неуверенность в том, что сама компания продает качественный бензин', - предположил собеседник ГАЗЕТЫ. В ЮКОСе говорят, что еще один уровень контроля не помешает. У всех крупных компаний контроль качества нефтепродуктов многоступенчатый: топливо проверяется на заводе, на нефтебазе и на самой заправке. Кроме того, у ТНК (около 20% рынка), 'Славнефти' (12%) и ЛУКОЙЛа (9%) есть так называемая мобильная лаборатория - микроавтобус, который проверяет качество топлива не реже одного раза в месяц на каждой АЗС. Некоторые компании используют дополнительную страховку. Например, в ЛУКОЙЛе используют цветовые маркировки топлива. 'Такой бензин компания поставляет на все собственные АЗС и отчасти на заправки, работающие по франчайзингу. Цвет - своеобразная гарантия качества', - заявил ГАЗЕТЕ представитель компании. А по словам представителей сети МТК (14% рынка), наибольший риск потери качества топлива возникает во время хранения - на нефтебазах. Бензовозы этой компании заправляются непосредственно на автотерминалах Московского НПЗ, где берутся и соответствующие пробы. Правда, все эти меры не дают потребителю полной защиты от некачественного топлива, только на столичном рынке его доля достигает 2--4%.
Комментарии