Конфереция

Нефть дырочку найдет

Нефтяники строят собственные мощности для транспортировки Пока правительство не может решиться на строительство новых экспортных направлений для транспортировки нефти, нефтяники самостоятельно стали развивать имеющиеся морские и даже железнодорожные мощности. Вчера "ЛУКОЙЛ" запустил первую очередь экспортного нефтетерминала в Астраханской области, а за счет американских денег собирается в 16 раз увеличить мощность северного нефтетерминала Варандей. Запущенный вчера в поселке Ильинка терминал добавит к экспортным возможностям "ЛУКОЙЛа" 1 млн тонн нефти в год, которая будет доставляться сюда по железной дороге, а затем погружаться на танкеры. К 2005 году новый терминал должен быть расширен до 3 млн тонн. (Подробнее об этом см. статью "Каспийское новоселье"). Что касается обслуживающего Тимано-Печорскую провинцию нефтетерминала Варандей, то сейчас он переправляет 1,5 млн тонн нефти в год. По словам вице-президента "ЛУКОЙЛа" Леонида Федуна, компания собирается расширить его возможности до 20-25 млн тонн. Для этого ей нужно занять $200 млн. Причем в получении этих средств в компании практически не сомневаются. Леонид Федун говорит, что американские компании и агентство по зарубежным инвестициям (OPIC) уже проявили интерес к проекту. Тем более что опыт у "ЛУКОЙЛа" в заимствовании у OPIC на развитие терминалов уже есть. Буквально на прошлой неделе агентство подписало с компанией договор о финансировании строительства комплекса на терминале Высоцк (Ленинградская область) стоимостью $225 млн. Интерес американцев легко объясним: именно северо-западное направление экспорта российской нефти может быть экономически рентабельно для ее поставок в Америку. Нефтяники открыто признаются, что ищут запасные пути для экспорта нефти, поскольку государство все еще раздумывает над тем, строить ли России Мурманскую трубопроводную систему (МТС) и в каком виде. Год назад "ЛУКОЙЛ", "ЮКОС", ТНК, "Сибнефть" и "Сургутнефтегаз" выступили с инициативой создания этого нового экспортного направления нефти, так как существующих трубопроводных мощностей для удовлетворения их планов по наращиванию добычи нефти не хватает. По словам Леонида Федуна, если МТС все же будет построена, необходимость в расширении Варандея может отпасть. Единственная крупная российская нефтяная компания, которая не лоббирует строительство МТС, - это "Роснефть". Впрочем, госкомпания вынашивает не менее амбициозные планы по стопроцентному экспорту нефти со своих новых месторождений. По словам президента "Роснефти" Сергея Богданчикова, в апреле следующего года компания введет в строй железнодорожную эстакаду в Котласе (см. карту), и тогда нефть с месторождений компании "Северная нефть" небольшой участок пути будет идти по трубопроводу до Котласа, затем по железной дороге будет доставляться в Архангельск. Здесь у "Роснефти" есть собственный терминал. По словам Сергея Богданчикова, к ноябрю этого года он должен быть расширен и сможет принимать 4 млн тонн нефти в год (сейчас он переваливает лишь 2,2 млн тонн нефтепродуктов в год). Из Архангельска танкеры грузоподъемностью 25 тысяч тонн будут доставлять нефть в Мурманск. "Здесь будем наливать нефть в танкер- трехсоттысячник, а из него судами любой грузоподъемности везти ее в Роттердам, Америку, куда захотим", - описывает перспективы этого пути Сергей Богданчиков. Сюда же, в Мурманск, скорее всего танкерами ледового класса будет доставляться нефть с Приразломного месторождения, где "Роснефть" работает вместе с "Газпромом".
Комментарии