Требуют от "Роснефти" бывшие владельцы "Северной нефти"
Вероятно, "Северная нефть" - самая известная в России нефтяная компания, не считая больших холдингов. И все благодаря скандалам, которые с удивительным постоянством возникают вокруг нее. Казалось, после недавнего поглощения этой компании "Роснефтью" ситуация нормализовалась. Но вдруг объявились бывшие акционеры "Северной нефти", которые считают, что их незаконно лишили акций. Они намерены отстаивать свои интересы в суде.
"Северная нефть" занимается нефтедобычей в Республике Коми и Ненецком автономном округе, где располагает сырьевыми запасами в объеме 120 млн т. За прошлый год компания добыла 1,47 млн т нефти, ее выручка составила $111 млн, чистая прибыль - $146 000.
О своих правах на акции "Северной нефти" заявили Сурен Егиазарян и Михаил Сигников. Как сообщил "Ведомостям" близкий к ним источник, они являются бенефициарными владельцами 52,3% акций швейцарской компании OTH Oil Technics Holdings. Их адвокат направил на имя президента "Роснефти" Сергея Богданчикова письмо (оно имеется в распоряжении "Ведомостей"), где говорится, что OTH в апреле 1999 г. купила 40% акций "Северной нефти" у швейцарской TBKOM, которая в дальнейшем продала эти бумаги "Роснефти".
По утверждению адвоката, это было сделано незаконно. "Мои клиенты предъявили доказательства того, что акции, проданные "Роснефти" компанией TBKOM, на самом деле по-прежнему принадлежат OTH, - говорится в письме. - Хотя в декабре 2001 г. акции были проданы обратно компании TBKOM, продажа не была одобрена акционерами OTH, как того требует швейцарское законодательство, и поэтому не имеет юридической силы".
По словам источника, близкого к инвесторам, обратную продажу акций "Северной нефти" компании TBKOM организовал директор OTH без согласования с Егиазаряном, Сигниковым и другими акционерами компании.
"Северная нефть" была учреждена в 1994 г. "Коминефтью" (25%), ГУП "Ухтанефтегазгеология" (25%), ГУП "Зарубежнефть" (10%) и швейцарской TBKОМ AG (40%). Впервые страсти вокруг компании разгорелись в конце 1999 г., когда "ЛУКОЙЛ", поглотив "Коминефть" в составе "КомиТЭКа", предпринял попытку консолидировать контрольный пакет акций "Северной нефти". Но основному акционеру TBKОМ, за которым стоял бывший замминистра, а ныне сенатор Андрей Вавилов, удалось провести допэмиссию. В результате нее доли всех акционеров оказались размытыми в 10 раз, т. е. у TBKОМ осталось всего 4%.
Адвокат ОТН утверждает, что акции "Северной нефти" компания приобрела в апреле 1999 г. Но вопреки его словам, в официальных материалах, представленных эмитентом в ФКЦБ, сказано, что по состоянию на ноябрь 1999 г. владельцем 40% -ного пакета был TBKОМ. ОТН же с долей 4% в первый и последний раз появляется в этих материалах в марте 2000 г.
Основными акционерами "Северной нефти" после допэмиссии стали пять ООО, в сумме владеющие 89% акций. В течение нескольких лет после этого "ЛУКОЙЛ" оспаривал в судах данную сделку, но так ничего и не добился. Параллельно компания Вавилова воевала с Министерством природных ресурсов. Чиновники пытались отобрать у "Северной нефти" лицензии на месторождения Вала Гамбурцева. Но и здесь Вавилову удалось отстоять свои позиции.
К 2002 г. акции, принадлежавшие ООО, были переведены на несколько офшоров, а доля TBKОМ увеличилась до 10%. Затем, перед продажей "Северной нефти" "Роснефти", 90% акций перешли к нескольким физлицам во главе с Вавиловым, но TBKОМ в числе акционеров остался. Никуда не исчез он и после передачи акций структурам "Роснефти" 31 марта.
Егиазарян и Сигников, по словам близкого к ним источника, готовы предъявить претензии различным сторонам, включая "Роснефть" и аффилированные с ней компании, чтобы вернуть себе акции или получить возмещение ущерба. Однако пока они ведут расследование и не планируют предъявлять кому-либо, в том числе "Роснефти", судебных исков. По словам источника "Ведомостей", своим письмом инвесторы пока лишь предупредили "Роснефть", что приобретенные ею акции попали к TBKOM незаконным образом.
Покупка "Северной нефти" уже является предметом иска, поданного на Кипре другим акционером компании - Надеждой Косаревой. Она утверждает, что кипрский юрист Кристолдулос Вассилиадес, доверенный управляющий ее пакетом акций, допустил нарушения и не смог защитить ее инвестиции. По словам источника "Ведомостей", Косарева тоже является непрямым владельцем доли в OTH, однако какова суть ее претензий, он затруднился ответить.
Представитель "Роснефти" не стал комментировать ситуацию и лишь заметил, что все сделки, заключенные компанией при покупке акций "Северной нефти", абсолютно легитимны. С Андреем Вавиловым "Ведомостям" вчера связаться не удалось.