Конфереция

Трубу КТК расширят вдвое

До 67 млн т нефти в год Акционеры Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) планируют вдвое увеличить пропускную способность своей системы. Однако довести ее до возможного максимума в 67 млн т им вряд ли удастся. Для этого нужно построить перемычку между трубопроводом КТК и системой "Транснефти", но пока никто этого делать не собирается. Трубопровод КТК протяженностью 1580 км соединяет Тенгизское нефтяное месторождение в Западном Казахстане с морским терминалом в Новороссийске. Он пущен в эксплуатацию в 2001 г. и способен поставлять на экспорт 21,7 млн т казахстанской нефти в год. Однако если соединить его с системой "Транснефти" и подавать в КТК российское сырье, то его пропускная способность составит 28 млн т в год. Половина акций консорциума распределена между госструктурами: у российского РФФИ - 24%, ННК "КазахОйл" - 19% и Oman CPC Co. - 7%. Другую половину делят между собой частные компании - американские Chevron Caspian Pipeline Consortium Co. (15%), Mobil Caspian Pipeline Co. (7,5%) и Oryx Caspian Pipeline LLC (1,75%), российско- американское СП LUKARCO (12,5%), российско-британское СП Rosneft-Shell Caspian Ventures Ltd. (7,5%), итальянская Agip International (2%), британская BG Overseas Holdings Ltd. (2%) и Kazakhstan Pipeline Ventures LLC (1,75%). На открывшемся вчера в Санкт-Петербурге энергетическом саммите "США - Россия" гендиректор КТК Йен Макдональд, как передает Reuters, заявил журналистам, что акционеры консорциума одобрили план расширения мощности нефтепровода до 67 млн т в год. По его словам, решено объявить тендер на разработку ТЭО, и итоги этого тендера будут подведены до конца текущего года. Представитель пресс-службы КТК пояснил "Ведомостям", что 67 млн т - максимально возможная пропускная способность существующего трубопровода КТК с учетом поставок российской нефти по перемычке, если ее построят. Казахстанской же нефти после увеличения мощности трубы можно прокачивать максимум 50 млн т в год. На данном этапе, говорит представитель пресс-службы КТК, речь идет о наращивании пропускной способности нефтепровода до 40 - 45 млн т, для чего потребуется построить пять нефтеперекачивающих станций и несколько накопительных резервуаров в порту. Он затруднился сказать, в какие сроки это может быть сделано, но отметил, что уже в начале будущего года существующая мощность трубопровода КТК за счет роста добычи на Тенгизе и Карачаганаке будет исчерпана. Аналитик "Тройки Диалог" Валерий Нестеров говорит, что даже при максимальном расширении системы КТК ее пропускной способности хватит ненадолго. Он отмечает, что при наблюдающемся уже несколько лет стабильном росте добычи в Казахстане в 18% в 2005 г. страна будет экспортировать 50 млн т, а в 2010 г. - 100 млн т. Так что после 2009 г., говорит эксперт, потребуются новые трубопроводы. Между тем Россия добавлять свою ложку нефти в казахстанскую бочку пока не торопится. В прошлом году "Транснефть" заявила, что готова построить перемычку с КТК в районе города Кропоткин, но для этого потребовала у российских участников КТК - "Роснефти" и "ЛУКОЙЛа" - гарантий заполнения этой трубы. Нефтяники, в свою очередь, обратились в правительство с просьбой предоставить им дополнительные квоты на экспорт через систему КТК, но получили отказ. Тем дело и закончилось. Как говорит источник в одной из компаний, если нет допквот на КТК, то для прокачки нефти по этой трубе ее надо снимать с других направлений, а это невыгодно. Например, по сравнению с транспортировкой нефти в Новороссийск по системе "Транснефти" использование КТК обошлось бы на $3 на тонну дороже. По мнению нефтяника, дело может сдвинуться с мертвой точки, если "Транснефть" поднимет свои тарифы до такого уровня, что КТК окажется более выгодным. А Нестеров добавляет к этому, что российских нефтяников смущает банк качества нефти, действующий в КТК: казахская нефть легче российской, поэтому ее придется продавать со скидкой.
Комментарии