Конфереция

Китайское нашествие

Пекин обвинил Россию в срыве сроков строительства нефтепровода в Китай Китайские нефтяники вчера дали понять, что намечающийся на следующую неделю визит в Китай российского премьера Михаила Касьянова пройдет тяжело. PetroChina, дочерняя компания Китайской национальной нефтегазовой корпорации (CNPC), заявила: Россия уже сорвала сроки строительства нефтепровода Ангарск-Дацин. Такое поведение может отрицательно сказаться на судьбе других российско-китайских проектов. По словам самого Михаила Касьянова, строительство нефтепровода из России в Китай - одна из основных тем в повестке дня переговоров. Вот только сообщить приятные новости китайским коллегам он вряд ли сможет. Единая позиция по поводу маршрута нефтепровода из Ангарска в правительстве до сих пор не выработана. Вчера китайцы пошли в наступление. Гендиректор PetroChina Лю Хунбин накануне визита высокого гостя из России заявил агентству Bloomberg, что "ЮКОС" (идеолог проекта трубопровода в Китай) не сможет закончить строительство нефтепровода стоимостью $2,8 млрд к концу 2005 года. "Маршрут на Дацин определенно отложен", - говорит глава PetroChina. В "ЮКОСе" "Финансовым Известиям" подтвердили, что по межправительственному соглашению строительство трубопровода должно было начаться в ноябре-декабре этого года. "Мы ждем официального решения от правительства. У нас еще нет заключения экологической экспертизы. После их получения нам потребуется еще минимум десять месяцев, чтобы проработать вторую часть технико-экономического обоснования, содержащую детальный маршрут и чертежи", - говорят в компании. Всего же строительство трубопровода длиной 2400 километров и максимальной мощностью 30 млн тонн в год должно занять два года. Китайцы считают первопричиной всех бед Японию. Именно она выступает за другой, предложенный "Транснефтью", маршрут из Ангарска в Находку с ежегодным объемом поставки 50 млн тонн нефти. Две восточные страны, потребление энергоресурсов в которых постоянно растет, пытаются перетянуть внимание нефтяной России на себя. Другое дело, что у китайцев на это чуть больше прав. Межправительственное соглашение о поставках нефти с ними уже подписано. Пекин давно рассчитывает, что начиная с 2005 года будет удовлетворять 8% своих нефтяных потребностей за счет поставок из России. Токио же столь конкретных обещаний от Москвы пока не получал. "Если Китай проиграет, он потеряет лицо, и это может стать серьезным барьером для будущего сотрудничества, - говорит аналитик BNP Paribas Ева Чу. - Строительство нефтепровода в Дацин стало бы знаковым соглашением для обеих стран, позволяющим установить более близкие экономические связи". Если Россия передумает сотрудничать с Китаем, она может потерять не только рынок для сбыта нефти. В китайском Госплане уже намекнули, что отказ от строительства трубопровода может отбросить российско-китайские отношения на начало 1990-х годов, когда стороны только начинали делать шаги друг к другу. Разобидившийся Китай может поставить крест и на российских газовых проектах. Именно на эту страну делает ставку "Газпром" в проекте газопровода "Восток-Запад". На китайский рынок нацелен и Ковыктинский проект, в котором участвуют ТНК-ВР и "Интеррос". Загвоздка в том, что с точки зрения российского Минприроды нашу страну не удовлетворяют оба варианта нефтяного сотрудничества с Китаем и Японией. Основная экологическая претензия к проекту "ЮКОСа" - стоящий на пути Тункинский национальный парк, а к проекту "Транснефти" - зона повышенной сейсмической активности.
Комментарии