Конфереция

Социальные автобусные перевозки на пороге кризиса

В городе сложилась критическая ситуация с социальными автобусными перевозками. Сегодня существует реальная угроза того, что после губернаторских выборов петербуржцы останутся без средств передвижения. ГУП "Пассажиравтотранс" (ПАТ) буквально терпит бедствие, задолжав большую сумму денег своим работникам, топливникам, налоговикам и кредиторам, в то время как администрация бездействует. Долги растут Ситуация заключается в том, что ГУП "Пассажиравтотранс" задолжал более чем 500 млн. рублей и не имеет возможности расплатиться с долгами, которые растут день ото дня. Более 60 млн. рублей составляет задолженность по зарплате. Уже несколько месяцев работники автопарков не видят заработанных денег и, отчаявшись, грозят забастовкой. "Заложниками данной ситуации являются горожане, которые могут остаться без транспорта: предмета первой необходимости, - считает Алексей Блинов, бывший заместитель председателя комитета по транспорту. Этого нельзя допустить, потому как ПАТ осуществляет все социальные автобусные перевозки". Долги у ГУПа появились не сегодня, и проблема, которая вот-вот взорвется, зрела давно. Поэтому удивительно, что администрация города до сих пор не подошла к решению вопроса со всей ответственностью и не предпринимает активных действий. Чиновники при этом не только не решают задачу, могущую привести к кризису, но и усугубляют ситуацию. Так, в четвертом квартале 2002 года городской администрацией было выделено комитету по транспорту финансирование для закрытия задолженностей подведомственных предприятий. Денежные средства между предприятиями были распределены в несколько неожиданной пропорции - фактически ГУП "Пассажиравтотранс" не получил из этих денег ничего. Основная часть была перечислена другому предприятию - ГУП "Горэлектротранс", не смотря на то, что администрацией было принято решение о сокращении количества трамваев и троллейбусов в парках. Из-за отсутствия бюджетного финансирования ПАТ в четвертом квартале для расчетов с поставщиками и выплаты заработной платы руководством предприятия были привлечены коммерческие кредиты, задолженность по которым перешла на 2004 год. Полученные в текущем году финансовые средства были направлены на погашение ранее взятых кредитов и выплату процентов по ним. Руководство Гупа надеялось получить дополнительные ресурсы по 22-й статье, в соответствии с которой город должен погасить долги бюджетных организаций, образовавшиеся в предыдущие периоды. Но надежды не оправдались. Занять, чтобы отдать Первое полугодие 2003 года предприятие функционировало за счет финансирования третьего и четвертого кварталов. К началу третьего квартала все финансовые ресурсы через механизм получения бюджетных кредитов были уже исчерпаны. Сложилась отнюдь не простая ситуация, когда ГУПу пришлось "перезанять, чтобы потом переотдать": очередные банковские кредиты, взятые предприятием, пошли на погашение предыдущих задолженностей. Теперь ждать денег от города можно только в будущем году, да и то, при "удачном" распределении средств. Город сегодня продолжает бездействовать, хотя бездействием это можно назвать только с точки зрения решения проблемы ПАТ. Тем временем городская администрация, которая не представляет себе прозрачным расходование средств ГУПом, о чем неоднократно заявляли в Комитете финансов, решила учинить проверку направления денежных потоков. В связи с чем была организована масса проверок со стороны налоговых органов. В ходе проверок были арестованы счета предприятия и заведено несколько уголовных дел на директоров парков. Не удивительно, что вместо того, чтобы материально подкрепить эффективную деятельность ГУП "Пассажиравтотранс", чиновникам гораздо проще обвинить его в неэффективном управлении предприятием и неумелом расходовании средств, а то и в денежных растратах. "Социалка" бьет по карману На сегодняшний день ГУП "Пассажиравтотранс" осуществляет почти 100% пассажирских перевозок по социальным автобусным маршрутам. Те же 15% коммерческих маршрутов, которые приходятся на долю ГУПа, не в состоянии покрыть даже мизерной доли расходов предприятия. Коммерсанты отказываются от "социалки", поскольку она экономически невыгодна. Однако им придется обслуживать социальные маршруты, если верить "чиновничьим байкам" о реформировании транспортного комплекса. Но скорее всего они так и останутся байками, пока председатель комитета по транспорту г-н Чумак будет проводить политику явного поощрения коммерчемких перевозчиков за счет предоставления им "денежных" маршрутов. О том, когда коммерческие маршруты будут объединены с социальными в общие лоты на конкурсах, можно судить по тому "энтузиазму", с каким реформаторы проводят свои идеи в жизнь. Комитет финансов предложил такую реформу еще весной, в апреле, тогда же было сказано, что время проведения реформы - от силы 6 месяцев. Однако сентябрь уж на дворе - а реформы не видать как своих ушей. ПАТ же продолжает обслуживать социально значимую часть населения, терпя при этом убытки. Комплексное решение или временная передышка? Одной из главных причин бедственного положения ГУП "Пассажиравтотранс" Алексей Блинов считает недостаток бюджетного финансирования. "Бездействие администрации в сложившейся ситуации недопустимо, - отмечает он. - Город должен либо понять, что выделяемых сумм недостаточно, либо пересмотреть эффективность управления предприятием и заставить ГУП тратить меньше денег. Однако в эффективности управления ПАТ сомневаться не приходится". Один из первых вопросов, который, по мнению эксперта, должен быть решен администрацией, - это включение проблем транспортного обеспечения в число первейших приоритетов. И действительно, сегодня, говоря о приоритетности транспортной сферы, чиновники в первую очередь (и надо заметить, единственную) называют строительство и ремонт дорог, а вовсе не автобусные перевозки. По словам другого эксперта по транспорту, единственный выход из сложившейся кризисной ситуации - это "комплексное решение проблем вокруг транспортного комплекса". "Но масштабный подход к решению такой задачи, - справедливо замечает он, - это вопрос времени. И мы надеемся, что он войдет в число приоритетных задач нового губернатора Санкт-Петербурга". Однако благодаря "усилиям" нынешней администрации, кризис вот-вот разразится. И выработать меры, которые бы предпринимались в самое ближайшее время, необходимо уже сегодня. В числе таких мер эксперты называют привлечение очередного банковского кредита в ожидании последующего увеличения бюджетного финансирования. Топливные ресурсы исчерпаемы Одним из главных долгов ГУП "Пассажиравтотранс" можно с уверенностью назвать долг перед Петербургской топливной компанией, которая является генеральным поставщиком ПАТ светлых нефтепродуктов. Сумма долга на сегодняшний день составляет порядка 70 млн. рублей. Ввиду того, что бюджетная строка уже исчерпана, долг ежесуточно увеличивается на 1,2-1,3 млн. рублей. Пока ПТК ведет свои поставки в обычном режиме. Но в компании серьезно обеспокоены вопросом погашения задолженности. И если ситуация будет развиваться не в лучшую для ГУПа сторону - ПТК приостановит, а то и вовсе прекратит поставки. Поскольку обеспечить необходимым количеством бензинов и дизтоплив парки ПАТ - стоит немало. А работать в убыток, разумеется, не в интересах бизнеса. В таком ключе развития проблемы необходимо понять, что остановка обеспечения топливом ГУП "Пассажиравтотранс" - фактически означает и остановку работы автобусных парков. Первые пострадавшие в данной ситуации - это горожане, а именно - социально значимая часть населения: льготники. Подобная же ситуация сложилась у ПАТ с ООО "Кингисепская топливная компания" (КТК), с той лишь разницей, что КТК обслуживает только один автобусный парк предприятия. Виктор Гешеле, генеральный директор КТК, признался корреспонденту Аи92, что ГУП "Пассажиравтотранс" значительно отстает от выполнения тех обязательств, которые указаны в договоре. "Но мы пока терпим, - рассказывает Виктор Эвальдович. - Обслуживать в долг один автопарк не так накладно. Другое дело - Петербургская топливная компания. Я не удивлюсь, если они прекратят свои поставки ГУПу. Но как в этой ситуации объяснить общественности, почему стоит транспорт? Ведь мы, как и Петербургская топливная компания, - не нефтедобытчики, мы покупаем топливо у других компаний, и за это топливо нужно платить". По мнению г-на Гешеле, ситуация требует незамедлительных действий со стороны городской администрации, однако в связи с предвыборной неразберихой, полагает он, едва ли они последуют. Как сообщили корреспонденту Аи92 в Петербургской топливной компании, ПТК неоднократно предлагала разного рода схемы выхода из положения, а в случае привлечения кредита могла бы стать поручителем ГУП "Пассажиравтотранс" перед банком. "Пока мы готовы нести нагрузку и обеспечивать автопарки ГУПа в долг, но это не может продолжаться до бесконечности". Корреспондент Аи92 обратилась в соответствующие комитеты с вопросом о том, какие меры предпринимаются сегодня в связи с грядущим кризисом в социальных автобусных перевозках. Однако в Комитете по транспорту отказались давать какие-либо комментарии и заявили откровенно, что с прессой общаться не желают. Можно предположить, что в той же степени чиновники "желают" и разбираться с проблемами ПАТ. В комитете финансов пообещали ответить на официальный запрос корреспондента официальным же письмом, но почему-то с ответом медлят, видимо, потому, что и ответить-то нечего. Пока комитетчики бездействуют, вопрос задолженности ГУП "Пассажиравтотранс" активно изучается в полномочном представительстве президента РФ в СЗФО. Как сообщили корреспонденту Аи92 в полпредстве, и.о. полпреда Андрей Черненко лично занимается этой проблемой. В ближайшие дни и.о. намерен созвать по данному вопросу совещание.
Комментарии