Минприроды зовет всех на шельф
Вчера в Петербурге открылась международная конференция "Освоение шельфа арктических морей", в которой принимают участие все крупнейшие российские нефтегазовые компании. Первый день конференции уже принес сенсации - представитель "ЮКОСа" резко выступил против проведения конкурсов на новые месторождения, которые, по его мнению, непрозрачны и потому облегчают участь одних компаний в ущерб другим. Судя по всему, освоение месторождений шельфа еще вызовет раздрай в рядах российских нефтяников.
Во всем мире глубокопроводные акватории уже давно превратились в крупнейшие центры нефтегазодобычи. На морских шельфах во всем мире добывается более 35% нефти и около 32% газа. Как утверждают в Минприроды (МПР), именно высокая отдача инвестиций на начальном этапе разработки шельфов делает их привлекательным для большинства компаний. Но России в области шельфовой добычи похвастаться пока нечем - проекты разрабатываются только на Сахалине. По данным МПР, потенциальные возможности подводной окраины Баренцева, Карского, Охотского и Каспийского морей чрезвычайно велики. Тем не менее доле добычи на шельфе в энергостратегии России отводится пока скромное место - около 4% к 2020 году. По словам замминистра МПР Ивана Глумова, отдача может быть существеннее. По его словам, потенциальная доля морской добычи нефти может составить 45%, а газа - 20%. По данным МПР, на российском шельфе сосредоточено 100 млрд тонн условного топлива, что составляет четверть мирового запаса углеводородов. Эти ресурсы распределены в 20 крупных нефтегазоносных бассейнах страны. Причем 55% морских ресурсов нефти и 90% газа сосредоточены на шельфе западной Арктики - в Баренцевом, Печорском и Карском морях.
По словам Глумова, сейчас Минприроды завершает разработку Государственной стратегии изучения и освоения нефтегазового потенциала континентального шельфа на период до 2020 года. В октябре стратегия будет рассмотрена на заседании Морской коллегии.
Чтобы восполнить пробел, МПР намерено выставить на аукционы и конкурсы 44 участка шельфовых месторождений нефти и газа. Продажа лицензий, по расчетам министерства, принесет государству $5 млрд. Поступления же налогов от проектов шельфа составят еще примерно $67 млрд. Но открытый Минприроды клондайк имеет пока непонятные перспективы.
"Это очень рискованные и трудоемкие проекты, которые ни одна из российских компаний не возьмется реализовывать самостоятельно, - считает аналитик Альфа-банка Константин Резников. - К тому же при снижении цен на нефть эффективность подобных проектов падает". По его словам, у российских компаний нет и технологий освоения шельфа. Именно поэтому подобные проекты возможны только в альянсах с крупными западными компаниями.
Как выяснилось, некоторые российские компании уже негативно настроены в отношении распределения новых лицензий. По словам вице-президента "ЮКОСа" Александра Афанасенкова, его компания считает неправильной выдачу лицензий на основе конкурса. По его мнению, конкурсный механизм является непрозрачным, а потому предоставляет преимущества одним или нескольким компаниям в ущерб другим. Более справедливой формой распределения недр Афанасенков считает аукцион. Вероятно, в "ЮКОСе" опасаются, что российский шельф может стать вотчиной иностранных компаний, а потому компания пытается снизить риски перехода нового нефтегазового клондайка России в руки иностранных коллег.