"Русснефть" прошла первый этап становления
Компания Михаила Гуцериева "Русснефть" вчера объявила о том, что за год с небольшим своего существования она сумела довести добычу сырья до 3 млн т в год. Таким образом, первый этап становления пройден, впереди у экс-президента "Славнефти", который к тому же является президентом ассоциации малых и средних нефтедобытчиков "Ассонефть", не менее грандиозные политические и бизнес-планы.
Вчера в "Русснефти" заявили об окончании сделки по покупке 65% акций небольшого ханты-мансийского нефтедобывающего предприятия "ГолОйл" (с участием техасского капитала) с ежегодной добычей 400 тыс. т и извлекаемыми запасами 10,5 млн т. Таким образом, "Русснефть" теперь контролирует пять предприятий -- "Варьеганнефть", "Ульяновскнефть", "Нафта-Ульяновск", "Ульяновскгеонефть" и "ГолОйл". Кроме этого ей принадлежит 40% предприятия "Славнефтехим", которое занимается поставками сырья на Мозырский НПЗ и "Нафтан" в Белоруссии. Вся нефть, говорит представитель компании г-на Гуцериева, идет на переработку в Белоруссию, а нефтепродукты реализуются в братском государстве и экспортируются в дальнее зарубежье. О соотношении объемов внутрибелорусского сбыта и экспорта в "Русснефти" не говорят.
Первый год развития "Русснефти" был одним из самых непростых в истории деятельности г-на Гуцериева. После ухода из "Славнефти" в мае--июне прошлого года он решил создать собственный нефтяной бизнес. Первым активом компании была "Варьеганнефть", выкупленная у "Славнефти" (в свое время в тогда еще государственную "Славнефть" это предприятие попало из компаний, близких к г-ну Гуцериеву и созданной им группе БИН. -- см. газету "Время новостей" от 14 ноября 2002 года). Затем на рынке появилась информация о том, что соучредителем "Русснефти" является Межпромбанк, и он передаст под контроль г-на Гуцериева компанию "Белые ночи". Но вскоре "Межпром" и президент "Русснефти" что-то не поделили и стали вести нефтяной бизнес самостоятельно. "Русснефть" сумела даже в предвоенном Ираке получить контракт по программе "Нефть в обмен на продовольствие".
В начале лета этого года г-н Гуцериев понял, что заниматься бизнесом без политики тяжело, и как руководитель самой крупной по добыче среди малых и средних нефтяных компаний добился назначения на пост президента "Ассонефти". "Мы должны изменить законодательную базу, чтобы стимулировать добычу малых компаний, в частности за счет использования выработанных месторождений, брошенных крупными компаниями в силу снижения их рентабельности, -- заявлял он на церемонии вступления в эту должность. -- В течение трех месяцев мы наметим план действий. В задачу ассоциации будет входить лоббирование интересов малого и среднего бизнеса в нефтяной сфере". Летом каких-либо активных действий в этом направлении г-н Гуцериев не предпринимал, но, судя по всему, политическая деятельность президента "Русснефти" активизируется уже в ближайшие дни: начинается обсуждение новой редакции закона "О недрах".
Впрочем, в "Русснефти" пока предпочитают говорить лишь о бизнес-планах своего президента, да и то в общих чертах. "В ходе следующего этапа (развития "Русснефти". -- Ред.) планируется расширение географии деятельности путем приобретения нефтедобывающих предприятий, -- заявил представитель компании, -- в результате чего объем добычи к новому году достигнет 5 млн тонн нефти в год". При этом он утверждает, что планов по работе на международных рынках у "Русснефти" нет и никаких переговоров относительно каких-либо проектов, в том числе в Ираке, не ведется. Слухи о том, что Михаил Гуцериев ведет переговоры с белорусскими властями о покупке доли в Мозырском НПЗ, в "Русснефти" не комментируют, но утверждают, что никаких проблем в соседней республике не испытывают. Деньги на новые проекты, говорят в компании, "Русснефть" будет привлекать в "родственных" г-ну Гуцериеву банках.