Конфереция

Владельцы "ЮКОСа" купили "Московские Новости"

Владельцы нефтяной компании "ЮКОС" обзавелись собственным средством массовой информации. Учрежденный ими фонд "Открытая Россия" приобрел еженедельную газету "Московские новости". Редакцию, прославившуюся во времена пе-рестройки, возглавит Евгений Киселев, у которого больше нет возможности вещать на телевидении. "Открытая Россия" объявила вчера о покупке прав на издание "Московских новостей", их англоязычного двойника Mos-cow News и приложения "Родительское собрание" у ЗАО "Московские новости". Суммарный разовый тираж трех изданий, по словам президента и основного владельца ЗАО Александра Вайнштейна, - около 100 000 экземпляров. Сумму сделки сто-роны не раскрывают. "Расходы на финансирование "Московских новостей" были значительными, но для качественного рывка собственных инвестиций не хватало", - рассказывает Вайнштейн. По словам бывшего главного редактора "МН" Виктора Лошака, ежегод-ные вложения в газету составляли $2 - 2,2 млн. Для Лошака отставка стала неприятным сюрпризом. Как он рассказал "Ведомостям", о том, что он уволен, ему сообщил представитель новых владельцев в среду вечером, "до этого не было ни намека". Киселев говорит, что возглавить "Московские новости" представители "Открытой России", возглавляемой председате-лем правления НК "ЮКОС" Михаилом Ходорковским, предложили ему неделю назад. "Я принял предложение с удовольст-вием", - говорит Киселев. После закрытия телеканала ТВС Киселев обещал, что займется документальным кино. Но на предложения о съемках исторических фильмов, которые он сделал "Первому каналу" и НТВ, ответа он не получил. По словам Киселева, у него "крепнет ощущение, что дело не в том, что это за фильмы, и не в их стоимости, а в личности автора". Он возглавлял НТВ, пока канал принадлежал Владимиру Гусинскому, и ТВ-6, когда тот был под контролем Бориса Березовского. Последним телевизионным местом работы телеведущего стал канал ТВС, который прекратил свое существование в этом году из-за финансовых проблем. Киселев рассказывает, что новые владельцы высказали ему пожелание вернуть газете "былую славу". "Сделать газету одним из лидеров рынка - задача вполне посильная", - убежден он. К середине декабря, по словам нового генерального директора ООО "ИД "Московские новости" Кирилла Легата, газета станет цветной. Киселев говорит, что обновленные "Московские новости" должны стать газетой для семейного чтения и тех, кто традиционно "является потребителем политизированной информации, но кому хочется, кроме этого, знать о других но-востях". Первоначальные изменения будут профинансированы на средства гранта, который выдаст "Открытая Россия". Размер гранта все заинтересованные лица, с которыми связывались "Ведомости", сообщить отказались, сославшись на коммерче-скую тайну. По оценке Лошака, в первый год для "качественного рывка" в газету придется вложить $3 - 3,5 млн. "В даль-нейшем мы рассчитываем вывести газету на самоокупаемость", - говорит Легат. Эксперты печатного рынка сомневаются в реалистичности таких планов. "Это неочевидный выбор для человека с ком-мерческим подходом к газетным активам", - говорит на условиях анонимности управляющий партнер инвесткомпании, вкладывающей деньги в медиа-активы. "Как бизнес газета на рынке не представлена, рекламы они почти не собирают", - соглашается с ним гендиректор "Проф-Медиа" Вадим Горяинов. Управляющий партнер компании "В-Ратио" Олег Чернозуб говорит, что цена товарного знака для газет обычно состав-ляет около 70% свободного денежного потока. В случае "Московских новостей", предполагает эксперт, стоимость брэнда может в большой степени состоять из его известности на зарубежных рынках - Moscow News сейчас распространяется в 54 странах. Руководитель фонда "Индем" Георгий Сатаров сожалеет об уходе Лошака, который, по его словам, "был на месте и де-лал хорошую газету". Он считает, что сегодня она лучше, чем три года назад, и не знает, как справится с новой для себя сфе-рой Киселев. А политконсультант Олег Матвейчев из Bakster Group считает, что сделка по МН и назначение Киселева вполне вписы-ваются в попытки совладельцев "ЮКОСа", в частности Ходорковского, отождествить себя с демократическими завоевания-ми 1990-х гг. "МН - это старый брэнд, очень популярный во времена перестройки, символ прошедшей демократической ре-волюции, Киселев - в этой же стилистике, - говорит эксперт. - Но Ходорковскому стоило бы ассоциировать себя с будущим, а не приватизировать реликты прошлого".
Комментарии