Конфереция

Методика размещения АЗС: строительство станций будет научно обосновано

Ассортимент каждой автозаправочной станции в Санкт-Петербурге будет формироваться в соответствии с методикой обоснования целесообразности размещения АЗС. Сегодня наш город активно работает над созданием стратегического плана развития Санкт-Петербурга. Понятно, что составляя проект такого масштаба, проектировщики подходят к нему комплексно, решая одновременно проблемы не только строителей и транспортников, но и топливников, чьи розничные сети имеют в Северной столице достаточно развитую инфраструктуру. Важно, чтобы проблемы топливников, связанные с размещением на территории города автозаправочных станций (АЗС), были обоснованы с точки зрения потребителей и учитывали экономические интересы топливных компаний. С этой целью принято решение разработать методику обоснования целесообразности размещения АЗС в городе. О том, какова доля участия теоретиков Санкт-Петербурга в работе по разработке такой методики, рассказывает заместитель директора Института проблем транспорта Российской Академии Наук, доктор технических наук Виктор Яковлевич Гальчук. - Виктор Яковлевич, в текущем году Ваш институт стал исполнителем одного из городских заказов по разработке Методики обоснования целесообразности размещения автозаправочных станций в Санкт-Петербурге. Какова роль Института при выполнении данной работы? - В июле текущего года на конкурсной основе наш институт получил заказ Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли на разработку указанной Методики, с помощью которой можно научно обоснованно выбрать места рационального размещения АЗС. В основу методики положен критерий интенсивности движения транспорта, экономическое обоснование целесообразности данной АЗС и удовлетворение всем сопутствующим требованиям (безопасности, экологичности и др.). Черновой вариант Методики должен быть представлен на рассмотрение уже в начале сентября текущего года. - Вопросы, которые решает Институт проблем транспорта, и проблема градостроительства - насколько связаны между собой? Приходилось ли раньше институту выполнять заказы такого плана? - Наш институт является единственным в стране академическим институтом, который специализируется на решении фундаментальных проблем транспорта. Транспортный комплекс России рассматривается как сложная система со своими законами развития и совершенствования. Подготовка России к вступлению во Всемирно Торговую Организацию выдвигает перед транспортным комплексом ряд проблем, связанных с обеспечением страны единой транспортной системой, способной интегрироваться в мировое транспортное пространство. Стратегия развития транспортного комплекса и является основной задачей института. Большое значение в институте уделяется развитию теории транспортной логистики. Исследования института также направлены на прогнозирование основных тенденций развития транспорта с учетом развития энергетического комплекса страны. Рассматриваются проблемы использования на транспорте не только традиционных видов топлива (бензин, солярка), но и такие виды топлива, как водород. Изучается проблема перевода в будущем автомобильного транспорта на электрическую тягу. Рассматривая стратегию создания транспортных логистических центров, обеспечивающих эффективное функционирование международных транспортных коридоров, институт исследовал и вопросы обеспечения транспорта вдоль этих коридоров необходимым количеством и марками топлив. Поэтому эта проблема ему частично знакома. - Что представляет собой разрабатываемая Вами методика? - Методика представляет собой научно обоснованные алгоритмы, позволяющие решать вопрос рационального размещения в Петербурге вновь строящихся автозаправочных станций. Она же является инструментом, необходимым топливным операторам для обоснования заявок на строительство новых АЗС. Основные принципы, заложенные в методику, - это принцип 'разумной достаточности' АЗС в Санкт-Петербурге и принципы социальной и экономической их безопасности. Разрабатываемая нашими специалистами методика нацелена на перспективное развитие транспорта вплоть до 2010 года. Поэтому, прежде всего, нам необходимо сделать среднесрочный прогноз развития транспортного комплекса Северной столицы. Ведь потребность в топливе, прежде всего, обусловлена количеством транспортных единиц в регионе. Существуют нормативы оптимального соответствия количества автомобилей на одну АЗС. В Москве сегодня на одной АЗС заправляется примерно 3850 автомобилей (В Англии на 1 АЗС приходится 1915 единиц, в Германии - 2485, а в Бельгии всего 865 - прим. автора). По нашим данным, в Санкт-Петербурге в середине 2003 года на одну АЗС приходилось около 4000 автомобилей, при этом в настоящее время планируется построить дополнительно еще 20 станций, а по 45 АЗС проводятся изыскательские работы. - Чем руководствуются сотрудники института в работе над методикой размещения автозаправочных станций в Санкт-Петербурге? Используете ли Вы в работе над этим проектом опыт зарубежных коллег? - В качестве базы для методики мы используем разработку москвичей. Однако она требует переложения на петербургскую почву и более внятного описания алгоритма получения регрессионной модели, по которой выполняются дальнейшие расчеты. С зарубежными проектировщиками в части подобных разработок мы, к сожалению, контактов не имеем. Так что вся работа сегодня строится на нашем собственном видении проблемы и полученных от Заказчика отдельных исходных данных. - Вероятно, количество транспортных единиц не является единственным критерием при расчете нормативов? - В методике учитываются и другие критерии - объемы реализации топлива, интенсивность и структура автомобильного потока, в зависимости от которой должен формироваться ассортимент на каждой конкретной заправке. К примеру, в Петербурге зарегистрировано примерно миллион единиц автотранспорта. Из них 85% приходится на долю легкого автотранспорта, 8% - грузового, 5% - мототранспорта и всего 2% приходится на автобусы. Исходя их этих данных, можно утверждать, что наиболее популярным будет бензин марки Аи-92. На втором месте по объему потребления будут стоять марки Аи-95 и А-76. Менее популярным у автомобилистов будет дизельное топливо, на котором преимущественно ездит грузовой автотранспорт и автобусы. Таким образом, оперируя вышеперечисленными показателями и приняв в учет сезонность и изменение интенсивности движения в выходные и праздничные дни, можно определить не только срок окупаемости конкретных АЗС, но и потребность в топливных ресурсах каждого района Петербурга. - Вы говорили о принципе безопасности: - Строящиеся АЗС должны отвечать не только требованиям пожарной безопасности и дорожного движения, но и отвечать экономическим нормам и требованиям градостроения и архитектуры. Каждая АЗС имеет свой уровень экологической и экономической безопасности. Так, автозаправки строятся вне зоны жилой застройки, вдали от социально значимых учреждений и зданий, представляющих культурную ценность. Согласно методике необходимо так размещать АЗС, чтобы все эти требования были учтены наилучшим образом. - В случае, если эксплуатируемые сегодня АЗС не будут отвечать каким-либо положениям методики, будут ли они закрыты? - Думаю, что нет. - Вы говорите о комплексности в работе над методикой. Чем она обусловлена? - Расчеты, которые в дальнейшем будут производиться по данной методике, должны удовлетворять потребности как компаний, эксплуатирующих АЗС, так и автолюбителей, прибегающих к услугам нефтетрейдеров. И если для последних наибольшее число является показателем комфортности обслуживания, то для топливных компаний определяющим показателем является рентабельность. Поэтому в методике предусматривается и рациональность размещения АЗС, исключающая или уменьшающая взаимное их влияние друг на друга. - С какими проблемами сегодня сталкиваются научные институты, разработчики концептуально новых методик? - Прежде всего - это, конечно, проблема финансирования. Работа сотрудников института по разработке методики была оценена в 120 тысяч рублей. В то же время нас поставили в жесткие временные рамки - на работу над методикой и согласование с многочисленными ведомствами нам отведено всего три месяца. Несмотря на это, я уверен в том, что методика будет выполнена на высоком уровне и, возможно, составит конкуренцию московской. -Спасибо!
Комментарии