Конфереция

'Действующая система налогообложения оставляет большинство регионов России на скудном акцизном пайке', - Григорий Сергиенко.

Необходимость перемен в системе налогообложения в сфере торговли ГСМ вызывает много споров и нареканий в топливной среде. Ни ныне действующая, ни прежняя системы не удовлетворяют в целом интересы обеих сторон: налогоплательщиков и сборщиков налогов. Будет ли эффективной новая система, облагающая топливников единым налогом на вмененный доход, предложенная недавно министром Минэкономразвития РФ? Об этом в интервью корреспонденту Аи92 рассказал исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко. - Григорий Павлович, поддерживаете ли Вы предложение главы Минэкономразвития РФ Германа Грефа о переводе торговцев горюче-смазочными материалами на единый налог на вмененный доход? - Не просто поддерживаю. Российский топливный союз имеет к этому предложению непосредственное отношение. Дело в том, что в июне 2003 года специалисты РТС были приглашены в Департамент налоговой политики Минэкономразвития РФ. Нас попросили оценить действующую систему, сделать выкладки по экономике конкретной фирмы и предложить альтернативный вариант налогообложения, которым и стало предложение о переводе торговцев ГСМ на единый налог на вмененный доход (ЕНВД). Эта система налогообложения уже использовалась на розничном топливном рынке, в том числе аналогичный закон действовал и в Москве с 1 апреля 2002 года вплоть до введения нынешней возвратно-зачетной схемы взимания акцизов и возврата общей системы налогообложения. Закон работал хорошо, удовлетворял всех, доход городского бюджета от данного налога был даже несколько выше, чем при действии прежней схемы. К сожалению, он не учитывает всех особенностей существующей системы нефтепродуктообеспечения. Это видно на примере регионов, где 'вмененка' действовала с 1999 года, причем работала с перекосами в условиях, когда местные законодатели необоснованно завышали ставки налога на вмененный доход, не согласующиеся с региональной экономикой топливозаправочного бизнеса. В Москве в ходе подготовки проекта закона о ЕНВД был достигнут компромисс, удовлетворяющий всех, и действовала ставка в 30 тыс. рублей с одной топливораздаточной колонки. - Разница между существовавшей ранее и предлагаемой сегодня ставкой налога существенна. Считаете ли Вы ставку налога в 75-150 тыс. рублей приемлемой? - Да, мне кажется, такая ставка может быть принята за основу. Но, конечно же, при условии предоставления права региональным властям принимать решения только в сторону ее понижения. Но следует отметить, что у 'вмененки' есть следующая проблема: она не стыкуется с налогом на добавленную стоимость, один закон фактически исключает другой. Мы пытались совместно с налоговыми и законодательными органами в условиях действия ЕНВД в г. Москве решить эту проблему, но она не решаема. Поэтому мы сейчас предлагаем рассчитывать ставку единого налога на вмененный доход с учетом одновременного действия налога на добавленную стоимость. - Насколько эффективен современный механизм сбора акцизов на нефтепродукты? - Этот механизм излишне забюрократизирован, хотя он имеет свой экономический смысл, так как учитывает интересы налоговых служб, которым выгодна возвратно-зачетная схема уплаты акцизов. Однако, как и прогнозировал Российский топливный союз во второй половине прошлого года, нефтяные компании получили возможность выбора: платить акциз по месту реализации или по месту нахождения нефтеперерабатывающих заводов. Чаще всего выбирается второй вариант, от чего в выигрыше остаются только те регионы, где располагаются НПЗ. Остальные же регионы сидят на скудном акцизном пайке. Еще один существенный минус современной схемы уплаты акцизов - это увеличение использования объемов суррогатного бензина, приготовленного на основе прямогонных фракций в кустарных условиях. Проведенная государственными контрольными органами и службами МВД РФ в первом полугодии 2003 года проверка соблюдения правопорядка в сфере реализации нефтепродуктов подтвердила эти тенденции. Так, за последнее время в розничном секторе топливного рынка увеличилось поступление в продажу суррогатного топлива. Стоит отметить, что и действовавшая ранее система взимания акцизов не была совершенной. Когда акциз платили заводы, они были не в самом лучшем экономическом положении, поскольку им приходилось компенсировать уплату акцизов за счет своих оборотных средств. Поэтому и был разработан действующий закон, хотя и он не учитывает всех нюансов. Регионы, на территории которых нет нефтеперерабатывающих заводов, а розничные сети слаборазвиты, поставлены в жесткие условия. Губернаторам 'бедных' субъектов приходится привлекать на свою территорию нефтетрейдеров, так как именно они заинтересованы в переносе места сбора акциза с заводов на АЗС. Ведь установлено, что 60% от уплаченного нефтетрейдерами акциза остается в регионе. Минфин не проявляет тревогу по поводу сложившейся ситуации в регионах, поскольку положенные 40% акцизных сборов на нефтепродукты планомерно и с превышением запланированных параметров продолжают поступать в федеральный бюджет. - Сколько участников топливного рынка Москвы заручились свидетельствами о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами? - Надо сказать, что получение свидетельства увязывается только с наличием в собственности, мощности по переработке, хранению и реализации нефтепродуктов. А далеко не все владельцы АЗС - собственники своих участков. Статистика по Москве на сегодняшний день такова, что около 60-65% операторов, эксплуатирующих АЗС, не имеют свидетельств. Среди остальных главные плательщики акцизов - это ЛУКОЙЛ и Московская нефтяная компания. Последняя обязана была получить такое свидетельство, поскольку является муниципальной структурой и управляет Московским НПЗ. В то же время, большинство операторов розницы, уплачивающие акциз по месту приобретения топлива, пополняют бюджеты других регионов за счет своих. - Есть ли у московских топливных операторов возможность выкупить земельные участки под АЗС, которые они арендуют? - Теоретически - да, при этом цена участка может возрасти в несколько раз против стоимости права на его аренду, которая составляет в среднем 100-300 тыс. долларов. Практически же ни один владелец АЗС в Москве еще не выкупил арендуемого участка. - Практикуется ли в Москве целевое распределение земельных пятен? - В ноябре 1993 года была введена программа, в рамках которой распределено 300 участков на льготных условиях без оплаты опциона за право аренды. Параллельно выделялись участки и на общих основаниях, этот процесс координировал действовавший в то время Экспертный совет, участвующий в системе принятия решений городских властей о закреплении участков за конкретными арендаторами. Программа была выполнена к февралю 1998 года. В настоящее время основным принципом выделения участков является конкурсность. Распределения земель как такового нет. На сегодняшний день можно привести, пожалуй, только один пример целевого выделения земельных пятен. Это пример Московской нефтяной компании, формирование уставного капитала которой предусматривает приобретение нескольких десятков земельных участков под автозаправочные станции. В настоящее время МНК подобрала и провела соответствующими решениями свыше 2-х десятков потенциально приемлемых участков, однако пока на них автозаправочные станции не построены. - С какой интенсивностью выделяются сегодня участки под строительство АЗС в Москве? - Сейчас участки под АЗС могут выделяться только в местах прокладки новых магистралей, да и то с большой натяжкой. Так, например, строительство Третьего транспортного кольца предполагало выделение 50 участков. Уже построено 15 АЗС, и больше построено не будет, так как существующие заправки удовлетворяют спрос. В феврале 2003 года вступила в силу новая программа, утвержденная решением городского правительства от 25 февраля N 107 'О завершении создания сети АЗС и дальнейшем совершенствовании нефтепродуктообеспечения в городе Москве'. Это постановление основано на принципе нецелесообразности интенсивного продолжения строительства автозаправочных станций в городе, поскольку настоящее их количество (около 700) удовлетворяет нуждам автовладельцев. - Есть ли возможность у московских топливников расширять свои розничные сети? - Крупные компании увеличивают свои розничные сети за счет приобретения автозаправочных станций у мелких операторов. В Москве еще достаточно много мелких операторов, владеющих одной, двумя-тремя заправками. Поставленные в условия жесткой конкуренции, они могут принять решение о продаже своих АЗС в условиях повышенного спроса. К примеру, компания 'Корус Петролеум' приобрела таким образом 20 заправок. ОАО 'Сибнефть' за полтора года таким же образом создала розничную сеть более чем из 20 станций. Новые же АЗС в Москве строятся в эксклюзивном порядке и на условиях, о которых я говорил выше. - Каким европейским стандартам качества соответствует топливо, продаваемое московскими операторами? - Отмечу, что качество топлива зависит от уровня технологий тех НПЗ, которые поставляют топливо операторам розницы. Декларирование производителей о соответствии их продукции стандартам Евро-2, Евро-3 должны подтверждаться не государственными органами, а независимыми органами в области сертификации, и подкрепляться соответствующим документом и знаком соответствия. Вопрос качества топлива для Москвы актуален, поскольку множество нефтетрейдеров существуют сегодня в условиях жесточайшей конкуренции. А добровольно заявленный уровень качества реализуемого моторного топлива - это теперь один из важнейших инструментов конкурентной борьбы между субъектами рынка. В настоящее время отменены федеральные законы о стандартизации и сертификации, а с 1 июля текущего года действует закон "О техническом регулировании", который устанавливает рыночные механизмы стимулирования качества производимого моторного топлива. В качестве обязательных требований действуют только те, которые касаются воздействия на человека, природу и животный мир, безопасность имущества. - Существует ли в Москве программа 'Знак качества'? Насколько она популярна среди участников топливного рынка? - Эта программа была популярна в свое время, когда качество регулировалось на государственном уровне. До середины прошедшего года мы выдали около 360 Знаков качества, затем их выдача приостановилась, так как Знак в виде системы регулирования качества топлива потерял свою актуальность в связи с изменением системы контроля качества моторного топлива. Сейчас 'Знак качества топлива' - это, на мой взгляд, низший уровень в системе конкурентной борьбы. Поскольку сегодня присвоение такого Знака той или иной АЗС вовсе не означает качества лучшего, чем на других заправках. В настоящее время нет нормативов, определяющих качество топлива. Поэтому первое, что необходимо для определения соответствия качества топлива тем или иным стандартам, - это выработка нормативных документов, регулирующих этот процесс. Затем, необходимы организации, производящие экспертизу и выдающие соответствующий сертификат соответствия топлива. Я считаю, что такие сертифицирующие организации могут создаваться на основе ныне существующих независимых стационарных лабораторий. Сейчас Управление транспорта и связи Правительства г. Москвы пытается создать новую систему регулирования вопросов качества. В то же время в такой новой системе не должно быть принципа обязательности. Повышение качества и завоевание рынка должно происходить за счет использования новейших технологий и оборудования на НПЗ, а не за счет государственного контроля. - Григорий Павлович, над чем сегодня работают эксперты РТС? - Сейчас ведется работа в трех направлениях: это налоги, лицензирование и развитие общественных объединений на топливном рынке. Что касается второго направления, то сейчас автозаправочные станции лицензируют фактически 2 структуры: МЧС и Минэнерго РФ. В связи с этим мы обратились в Генпрокуратуру РФ, чтобы она дала свою оценку сложившейся правовой коллизии - какая из вышеназванных структур должна проводить лицензирование. Укрепление и развитие общественных объединений в саморегулирующиеся организации станет возможным тогда, когда будет принят соответствующий федеральный закон. Сейчас такой закон находится на рассмотрении Госдумы. С принятием этого закона общественные объединения, такие как Нефтяной клуб Санкт-Петербурга, Московская топливная ассоциация, будут облечены соответствующими полномочиями в вопросах выражения и защиты интересов представителей нефтебизнеса и для более активного участия в регулировании рыночных процессов. - Спасибо за подробное интервью!
Комментарии