Конфереция

Уравнение с тремя неизвестными

Признав эксперимент по переносу уплаты акциза с нефтеперерабатывающих заводов на бензозаправки несостоявшимся, Минэкономразвития предложило вернуться к прежней схеме уплаты косвенного налога. Вместе с этим ведомство Германа Грефа предложило ввести единую и, как отмечают в Министерстве, пониженную ставку акциза на все виды бензина, в том числе и прямогонный, его уплату вновь перенести на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ), а бензоколонки перевести на единый налог на вмененный доход. Напомним, что с 1 января текущего года налоговое бремя было переложено непосредственно на конечного продавца нефтепродуктов, коим является оператор топливного рынка, реализующий горючее через свою розничную сеть. Новая схема, считали ее разработчики, должна была обогатить регионы - ведь в них, согласно закону, оставалось 60 процентов всех сборов с нефтетрейдеров, однако, как показала практика первого полугодия, чуда не произошло - дорожные фонды субъектов федерации продолжали пустовать, а местные бюджеты переживали коллапс. В тоже время в таких благополучных с экономической точки зрения регионах, как Москва, Калмыкия, Мордовия (всего восемь субъектов) поступления нефтяных компаний сконцентрировались. Дифференциация между отдельными регионами превысила 5 тысяч процентов, сообщил министр экономики России г-н Греф. Для того чтобы вернуться пусть не к самой оптимальной для нефтедобытчиков, но более приемлемой для нефтетрейдеров и региональных властей схеме, нужно предпринять следующие шаги. Шаг первый: единая пониженная ставка акциза. Единая ставка акциза, в соответствии с задумкой Минэкономразвития, должна быть не просто понижена, но и применена ко всем видам бензина, в том числе и прямогонным. Что лишит смысла изготовление самопального бензина и выведет часть топливного бизнеса из тени. Ставки акциза на ГСМ предполагается понизить до такой величины, чтобы общий объем поступлений составил 30 млрд. рублей в год. Шаг второй: перенос уплаты акциза на НПЗ. Возвращение к прежней схеме уплаты акциза, прежде всего, подразумевает разделение налога на две части. Так, чтобы сборы производились и с НПЗ, и непосредственно с бензоколонок. Рассматривается в Министерстве экономического развития и другой вариант, когда сборы аккумулируются в федеральный бюджет, а затем по определенной методике распределяются между субъектами Российской Федерации пропорционально численности их населения, потреблению нефтепродуктов и количеству зарегистрированных в регионе автомобилей. Над тем же, чтобы поступления акцизов на нефтепродукты распределялись между регионами более равномерно, сегодня работают в Министерстве экономического развития, о чем заявил глава министерства на прошлой неделе. Шаг третий: перевод АЗС на единый налог на вмененный доход. Единый налог на вмененный доход должен будет заменить собой все налоги, за исключением налога на добавленную стоимость. Предположительно, ставка такого налога будет устанавливаться в каждом субъекте Федерации. Ее размер, сообщают в Минэкономразвития, будет колебаться от 75 тысяч рублей до 150 тысяч рублей. Верхний предел, предлагаемый федеральным ведомством, зашкаливает, считают участники топливного рынка, а сводись он к 120 тысячам рублей - ситуация вокруг ставки налога была бы менее напряженной. В Минэкономразвития считают, что в случае, когда верхняя граница ставки налога будет достигать 150 тысяч рублей, топливные операторы страны будут перечислять в бюджеты всех уровней порядка 12 процентов от своей выручки. При этом, утверждают в Министерстве, топливники не будут нести значительных потерь, так как предлагаемая ставка якобы соответствует сегодняшней номинальной налоговой нагрузке. Нефтетрейдеры Петербурга с расчетами Минэкономразвития не согласны. Топливники уверены в том, что ставка с верхнем пределом в 150 тысяч рублей, сделает их бизнес малорентабельным, а налоговую нагрузку невыносимой. О том, на сколько реальны опасения петербургских топливных операторов, читайте на страницах АИ92 на этой неделе. 'То, что сегодня волнует топливников Северо-запада больше всего - это размер ставки налога и то, с какой частотой законодатели будут его изменять', - комментирует предложения министра экономики страны президент некоммерческого партнерства 'Нефтяной клуб Санкт-Петербурга' Олег Ашихмин. В случае если Москва и Санкт-Петербург установят максимальные ставки на единый налог на вмененный доход, а остальные территории будут применять минимальные ставки, общий объем поступлений составит порядка 60 млрд. рублей, которые, как уверяют экономисты министерства, будут равномерно распределены по регионам. В этой ситуации важно соблюсти баланс, при котором в убытке не остались бы ни бедные, ни богатые регионы. Тогда дорожные фонды субъектов обретут постоянный источник финансирования, а нефтетрейдеры, вместе с приемлемыми ставками, будут избавлены от громоздкой схемы взаимозачетных платежей. 'Предложения Грефа есть ни что иное, как доработанные предложения и экономические выкладки, предоставленные министерству топливниками страны', - говорит исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко. Напомним, что в работе над предложениями для центральных ведомств, курирующих вопросы сбора налогов, принимало участие и общественное объединение топливников северной столицы - НП 'Нефтяной клуб Санкт-Петербурга'. Чтобы осуществить задумку г-на Грефа, необходимо достижение согласия со стороны еще двух министерств - по налогам и сборам и финансов. Если позиция Министерства России по налогам и сборам пока не вполне понятна, Министерство финансов продолжает лоббировать Закон, заявляя о нецелесообразности перехода к прежней схеме уплаты акциза. По данным Минфина, при запланированной сумме в 38,1 млрд. руб. в консолидированный бюджет Российской Федерации за первую половину 2003 года поступило акцизов по автомобильному бензину и дизельному топливу всего на сумму 42,5 млрд. руб., что в 2,1 раза больше, чем за аналогичный период 2002 года. Кроме того, в соответствии с новым порядком начисления акцизов - 27,0 млрд. руб., из них 10,8 млрд. руб. поступили в доход федерального бюджета и 16,2 млрд. руб. - в доходы субъектов РФ. О том же, как складывается ситуация в каждом конкретном субъекте страны, Министерство финансов РФ не сообщает. Аи92 будет следить за развитием событий.
Комментарии