Конфереция

Акцизы на нефтепродукты будут платить заводы

Если правительство согласится с доводами Минэкономразвития Минэкономразвития нашло способ наполнить региональные дорожные фонды и одновременно вытеснить с рынка самопальный бензин. Ведомство Германа Грефа предлагает ввести единую пониженную ставку акциза на все виды бензина, включая прямогонный, его уплату вновь перенести на нефтеперерабатывающие заводы, а бензоколонки перевести на единый налог на вмененный доход. С 1 января 2003 г. акциз на нефтепродукты уплачивают не нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ), а каждый перепродавец топлива, от завода до потребителя. Затем налог зачитывается всем, кроме конечного продавца. Чаще всего конечным продавцом оказываются автозаправочные станции (АЗС). Предполагалось, что новая система равномерно распределит поступления от топливных акцизов между региональными дорожными фондами, так как АЗС распределены по территориям пропорционально протяженности дорог. 60% акциза на ГСМ поступает в региональные бюджеты, 40% - в федеральный. В 2003 г. бюджеты субъектов должны получить 55,45 млрд руб., а федеральный бюджет - 22,18 млрд руб. В пятницу на заседании правительства министр экономического развития Герман Греф рассказал, что система уплаты топливных акцизов, действующая с начала года, себя не оправдала. Поступления сконцентрировались в восьми регионах, куда предпочли заплатить акциз крупные нефтяные компании: Москва, Калмыкия, Мордовия, Алтай, Тыва, Омская, Томская и Магаданская области. Остальные остались ни с чем. Дифференциация поступлений между отдельными регионами превышает 5000%. Греф заявил, что Минэкономразвития разрабатывает новую схему уплаты акцизов на нефтепродукты. "Ведомостям" удалось ознакомиться с предложениями Минэкономразвития. Подчиненные Грефа намерены обеспечить доходами региональные дорожные фонды, обязав АЗС уплачивать не акциз, а единый налог на вмененный доход. Он заменит собой все налоги, кроме НДС. Его ставку должен будет установить субъект Федерации в пределах от 75 000 руб. до 150 000 руб. в месяц с каждой топливно-раздаточной колонки ("пистолета"). По расчетам Минэкономразвития, у розничных торговцев нефтепродуктами будет изыматься 12 - 13% от их выручки, что соответствует сегодняшней номинальной налоговой нагрузке. Если Москва и Санкт-Петербург установят максимальные ставки, а остальные территории введут минимальные, то общий объем поступлений, по расчетам чиновников, составит примерно 60 млрд руб., которые равномерно распределятся по регионам. Акциз на нефтепродукты, по мысли Минэкономразвития, должны уплачивать только НПЗ. Он целиком пойдет в федеральный бюджет. Минэкономразвития предлагает установить единую ставку для всех видов бензина, включая прямогонный. "Отсутствие дифференциации лишит смысла изготовление самопального бензина", - убежден чиновник Минэкономразвития. По его словам, сейчас с завода отгружается 76-й бензин, с него уплачивается акциз по пониженной ставке, а затем с помощью определенных присадок его октановое число доводят до 95. То же самое - с прямогонным бензином, который сейчас облагается по нулевой ставке, поскольку служит сырьем для нефтехимии. "Если НПЗ докажет, что использовал прямогонный бензин для нефтехимии, уплаченный акциз будет возвращен НПЗ", - говорит чиновник. Ставки акциза на ГСМ предполагается понизить до такой величины, чтобы общий объем поступлений составил 30 млрд руб. в год. В Минфине и МНС документ еще не видели и официально комментировать отказываются. Но в беседе с "Ведомостями" представитель налогового ведомства не исключил, что МНС поддержит идею Минэкономразвития. "Налоговые органы сегодня могут проследить судьбу только 10% произведенного бензина. Остальное растворяется на просторах страны в виде прямогонного бензина или через различные трейдерские схемы. Единая ставка может эту систему изменить", - полагает представитель МНС. Правда, по его словам, вмененный налог на АЗС сужает налоговый контроль над розничной торговлей топливом. В регионах сомневаются, что введение вмененки устранит перекосы в распределении поступлений между территориями. "Территории с невысокой плотностью населения по-прежнему останутся в проигрыше, поскольку у расположенных там АЗС низкие доходы", - считает замначальника финуправления Пермской области Ольга Антипина. Ее опасения разделяет владелец АЗС из Архангельска Михаил Рябинин. По его мнению, чиновники предлагают слишком высокую ставку вмененного налога. "Доходы московской бензоколонки никогда не сравнятся с нашими", - говорит предприниматель. Хотя все опрошенные торговцы нефтепродуктами считают, что вмененка - хорошая альтернатива запутанной зачетной системе.
Комментарии