Конфереция

Покупать российское

Приучат операторов проектов СРП Вице-премьеру Виктору Христенко надоело мириться с тем, что инвесторы неохотно привлекают российских подрядчиков к реализации проектов СРП. Он поручил подчиненным придумать механизм, который позволит представителям государства активнее влиять на закупочную политику операторов СРП. 29 июля Виктор Христенко провел заседание правительственной комиссии по реализации соглашений о разделе продукции. Оно было посвящено проблеме привлечения российских подрядчиков к реализации проектов, разрабатываемых на условиях раздела продукции. Как гласит протокол заседания, имеющийся в распоряжении "Ведомостей", чиновники признали "неудовлетворительной работу по повышению уровня участия российских организаций в подрядных работах" для проектов СРП, "в том числе в части содействия размещению заказов на [...] предприятиях российской промышленности". По данным Минэкономразвития, в 2002 г. российским подрядчикам в стоимостном выражении досталось 34,2% ($721 млн) контрактов на разработку "Сахалина-1", 48,2% - "Сахалина-2" ($296 млн) и 57% - Харьягинского месторождения ($93 млн). Весной Госдума приняла поправку в закон "О СРП", согласно которой на долю российских подрядчиков должно приходиться не менее 70% заказов, иначе оператор будет переведен на общий режим налогообложения. Но три действующих проекта не подпадают под эту норму, так как соглашения по ним были подписаны до принятия закона. Чтобы исправить ситуацию, вице-премьер поручил Минэкономразвития и Минпромнауки подготовить предположения с целью регламентировать работу представителей государства в управляющих комитетах операторов проектов СРП. Комитеты созданы для выработки государством и инвестором согласованной политики освоения месторождений. Места в них делятся поровну между чиновниками и инвесторами. Документ должен содержать перечень вопросов, для голосования по которым чиновникам будет необходимо иметь директиву правительства, а также общий список тем, "рассмотрение которых обязательно на заседаниях этих комитетов". Как говорит чиновник, присутствовавший на заседании, правительство недовольно тем, что комитеты решают лишь самые общие вопросы. Их роль сводится к утверждению программ развития, смет расходов, отчетов об их исполнении. Решения о выборе подрядчиков принимаются операторами без участия управляющих комитетов. "Государство никак не может влиять на конкурсные условия и выбор подрядчиков, - говорит чиновник. - В итоге условия конкурсов зачастую дискриминируют российских подрядчиков". Он напоминает, что при выборе поставщиков труб для нефте- и газопроводов оператор проекта "Сахалин-2" Sakhalin Energy потребовал поставки труб по американскому стандарту API 5L, а российские заводы такую продукцию не выпускают. Директор департамента нефтегазового оборудования "Объединенных машиностроительных заводов" Кирилл Лятс надеется, что участие чиновников в утверждении конкурсных условий позволит исключить дискриминацию российских поставщиков. "Условия должны быть рыночными, но приниматься с участием российской стороны", - говорит он. Представитель крупной судостроительной корпорации надеется, что реализация замысла Христенко позволит российским предприятиям получать больше заказов от операторов СРП. А Лятс добавляет, что голосование по директиве повысит ответственность чиновников: "невыполнение будет равносильно увольнению". Сами операторы без энтузиазма относятся к намерениям чиновников. "В нашем соглашении подробно прописана компетенция наблюдательного совета (аналог управляющих комитетов. - "Ведомости"), - говорит пресс-секретарь Sakhalin Energy Иван Черняховский. - Мы находимся под микроскопом российского государства". По его словам, для реализации намерений чиновников придется вносить изменения в сам текст соглашения о разделе продукции, для чего необходимо согласие оператора.
Комментарии